Отчёт за III квартал 2021 года
АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
Дети с РАС и в период благополучной эпидемиологической ситуации нуждались в регулярной реабилитации, пандемия лишила детей возможности к обучению, что не только затормозило процесс развития, но и негативно отразилось на ранее сформированных детьми навыках. Высокая нагрузка на работающих на дому родителей повлекла за собой рост аутостимулятивного поведения, эпизодов самоагрессии, утрату реагирования на просьбы, навыков самообслуживания и личной гигиены у детей с аутизмом. Запрет на посещение общественных мест привел к усугублению поведения в обществе и утрате социальных навыков, повышению реакций на звуковые раздражители.
Средства пожертвования в отчетном периоде, которые были потрачены на оплату стоимости аренды помещения за октябрь 2021 г., позволили “АПЦ Рассвет” продолжить оказывать помощь по восстановлению, формированию и развитию у 20 детей с РАС академических, бытовых и других жизненно важных навыков, а также принять на интенсивные занятия 12 детей с РАС, что привело к увеличению количества семей с детьми с аутизмом, которым была оказана помощь.
Кроме того, благодаря более просторному помещению “АПЦ РАСсвет” смог организовать обучение 10 детей с аутизмом в трех коммуникативных группах, направленных на подготовку детей к школе и на развитие у них навыков общения с целью дальнейшей адаптации в обществе (группа для детей школьного возраста и 2 группы для дошкольников).
В июле в «АПЦ РАСсвет» открылся мини-курс по подготовке учеников ресурсного класса к новому учебному году. Ученики, отучившиеся год в ресурсном классе школа поселка Молодежный, вновь вернулись к школьным занятиям, но уже в стенах центра, в результате чего были исключены длительные перерывы в обучении и предотвратилась потеря приобретенных в течение года академических навыков, навыков учебного поведения и др.
В июле в спортивном зале «АПЦ РАСсвет» стали проходить специальные занятия в минигруппах с участием нейротипичных сверстников для социальной адаптации и развития физического потенциала детей с аутизмом. Кроме того, такие индивидуальные занятия помогают понять детям правила игры, избавиться от боязни общения со сверстниками
В рамках проекта «Скорая помощь для детей с аутизмом и их семей» “АПЦ Рассвет” организовал тематические праздники “Дядя Степа - милиционер” и “Мойдодыр”. Праздники проводились на островах “Бабр” и “Юность” с целью генерализации в натуральной среде различных сформированных у детей с РАС навыков: навыков общения (ребята поиграли в различные коммуникативные игры, гуляли на детской площадке), навыков безопасного поведения на улице и у водоема (переходить дорогу в положенном месте, ориентируясь на светофор, ждать взрослого и не убегать вперед, не забегать в воду без разрешения и сопровождения и пр.) и гигиенических навыков (в игровой форме и во время похода в кафе).
Благодаря целенаправленной работе “АПЦ РАСсвет” и активному участию родителей детей с РАС в сентябре 2021 года в г. Иркутске открылись еще 2 ресурсных класса на базе общеобразовательных школ (в микрорайонах Лесной и Луговое). С целью подготовки специалистов в отчетном периоде “АПЦ РАСсвет” провел 2 практических тренинга для специалистов центра, педагогов и тьюторов ресурсного класса и тьюторов-стажеров: «АВА-тьютор в ресурсном классе», где рассматривались вопросы в области методологии ресурсного класса, этических обязанностей тьютора и навыков, которыми он должен владеть, а также тренинг, посвященный разбору базовых методов обучения детей с аутизмом (на базе школы посёлка Молодёжный).
В сентябре “АПЦ РАСсвет” организовал два 5-часовых тренинга для специалистов центра и сотрудников школ под руководством супервизора центра и трех ресурсных классов г. Иркутска и Иркутского района Мальтинской Н.А., сертифицированного поведенческого аналитика ВСВА, руководителя центра "Диада+". В новых ресурсных классах педагоги получили консультации по организационным вопросам и стратегиям работы с детьми на предстоящий учебный год. В ресурсном классе СОШ п. Молодежный был проведен анализ проделанной работы, внесены дополнения в учебные и поведенческие планы.
За отчетный период пять сотрудников АНО “АПЦ РАСсвет” повысили уровень своих знаний в области Прикладного анализа поведения (2 человека прошли обучение на первом модуле ВСаВА, 2 - на втором и 1 - на третьем модуле).
В конце сентября психолог ресурсного класса посёлка Молодежный и ава-инструктор “АПЦ РАСсвет” Любовь Хацкевич выступила на конференции в Педагогическом Институте с докладом на тему тьюторского сопровождения детей с РАС и модели "Ресурсный класс" в целом, что является очень важным для информирования общества о проблемах аутизма, в том числе об инклюзии.
В конце отчетного периода специалисты "АПЦ РАСсвет" Екатерина Родыгина и Юлия Шестакова провели мастер-класс по методам обучения детей с аутизмом жизненно важным навыкам на конференции "Мир с добрыми глазами". Мероприятие посетили не только родители и педагоги г. Иркутска и Иркутской области, но испециалисты из г. Псков, г. Москва. Слушатели узнали, как пошагово научить ребёнка с РАС самообслуживанию, гигиеническим процедурам, посещению врача и другим навыкам
История подопечного Глубокого Федора, 3 года
Ребенок полтора года занимается системно и последовательно по индивидуальной программе обучения на основе Прикладного Анализа Поведения по 6 часов в неделю.
Основными запросами родителей при написании Индивидуальной программы развития были: работа с нежелательным поведением; формирование зрительного контакта, работа над академическими навыками.
С целью снижения количества проявлений нежелательного поведения у Федора поведенческим аналитиком было предложено ввести PECS - систему альтернативной коммуникации, которая помогает общаться людям с нарушениями функциональной речи с помощью карточек с изображениями. На сегодняшний день Федор находится на 3 этапе освоения навыка использования PECS. Это позволило мальчику формировать и демонстрировать свои желания и потребности, а также улучшило его социальное поведение, а в результате улучшилось качество жизни семьи и ребенка. Для дальнейшего развития навыка общения с помощью PECS с Федором работают над навыком визуального восприятия.
Занятия по освоению Федей основных академических навыков проводятся за столом и вне стола. На развитие визуального восприятия Федор выполняет различные упражнения: сопоставление идентичных картинок/предметов, неидентичных картинок/предметов, сопоставление картинок и предметов и наоборот, различение по цветам и форме.
Для развития академических навыков Федору было необходимо сформировать отсутствующий у него навык имитации, который является также основой обучения новым умениям и знаниям. Способность имитировать жесты и движения тела связана с дальнейшим развитием речи, а способность имитировать действия с предметами - с развитием игровых и социальных навыков.
Обучение имитации, в свою очередь, требует наличия определенных умений, которые Федору требовалось освоить - сидеть, не вставая, во время занятия, концентрировать внимание на педагоге во время занятия и на предметах по инструкции педагога.
На сегодняшний день Федя тренирует навык имитации не только во время занятий, но и в домашней среде. Такая ежедневная практика дома означает, что ребенок с большей вероятностью начнет самостоятельно применять этот навык в повседневной жизни.
25.10.2021| Отчёты |