Альтернативная коммуникация
Одним из ключевых нарушений при расстройстве аутистического спектра является нарушение коммуникации. Коммуникация в обычном представлении – это общение с помощью речи, слов. Однако для невербальных детей, по различным причинам испытывающих сложности с использованием речи, можно и нужно использовать альтернативные системы коммуникации.
Альтернативная коммуникация – это различные дополнительные способы коммуникации, помимо речи, позволяющие развить навык коммуникации в целом, а также развить у ребенка способность выражать свои желания и мысли.
В настоящее время существуют различные системы альтернативной коммуникации. Чтобы определить, какая именно система подходит конкретному ребенку, следует оценить ряд определенных навыков.
Наиболее распространенными системами альтернативной коммуникации являются:
- CИСТЕМА ЖЕСТОВ
- СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ PECS
Система жестов основывается на присвоении каждому слову (предмету, действию или описанию) определенного жеста. Изучение программы жестового языка лучше начать с жестов, обозначающих основные потребности, например: кушать, пить, пользоваться туалетом. В этом случае человек будет мотивирован использовать жесты, чтобы выразить свои желания . Форму жеста для конкретного предмета или действия можно выбрать понятную для ребенка, например, похожую по форму на нужный предмет.
Система коммуникации PECS («Picture exchange communication system») позволяет ребенку общаться при помощи карточек с изображением предметов/действий. В книге авторов этой системы Л.Фрост и Э.Бонди представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Описание каждого из 6 этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для сбора данных . Так, этапы обучения системе PECS включают различные ситуации: от обучения тому, КАК осуществлять общение, до комментирования окружающей среды.
- СИМВОЛЬНАЯ СИСТЕМА
Символьная система предполагает использование символов или картинок для коммуникации. Вариантом использования символьной системы также являются различные приложения на электронных устройствах, такие как LetMeTalk, JABtalk, «Аутизм: Общение», «Говори Молча», "Говорящие карточки" и другие. Ребенок указывает или нажимает на определенный символ/картинку, когда хочет что-то попросить или прокомментировать.
Вопреки распространенному мнению, альтернативная коммуникация не только не препятствует появлению вокальной речи у ребенка, а, напротив, может способствовать её развитию. На видео ниже наши ученики - Саша и Игорь, которые начинали развивать свои навыки функциональной коммуникации с помощью системы PECS. Они оба совсем не пользовались речью до того, как начали заниматься по системе PECS, и свои первые слова произнесли именно в процессе использования карточек.
Источники информации:
1. Может ли язык жестов применяться при аутизме?
2. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов" / Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.
3. Как начать использовать устройство для коммуникации с ребенком.