Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Психолог об инклюзии образования


фото

В конце сентября психолог ресурсного класса посёлка Молодежный и ава-инструктор нашего центра Любовь Хацкевич выступала на конференции в пединституте, рассказывала о тьюторском сопровождение детей с РАС, и о модели "Ресурсный класс" в целом.

Такие выступления очень важны для информирования общества о проблемах аутизма, инклюзии. Недавнее всероссийское исследование ВЦИОМ, Фонда «Обнаженные сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы» показало, что 59% россиян даже не слышали термин «инклюзивное образование».

В нашем новом посте Любовь Хацкевич расскажет о проблемах инклюзивного образования для детей с РАС в Иркутске, поделится своим личным опытом и наблюдениями специалиста, находящегося внутри модели.

- Первой проблемой я вижу неготовность педагогического состава школ к обучению детей с РАС: сам этот процесс для многих учителей непонятен и страшен. Поэтому зачастую можно наблюдать, как дети с аутизмом находятся в ложной инклюзии и испытывают значительные затруднения из-за того что отличаются от нейротипичных сверстников. Так практика работы показывает, что не все педагоги школы стремятся выполнять те рекомендации, которые важны для ребенка с аутизмом, чаще они воспринимают это как ненужную и неважную работу. Что, например, ведет к усилению нежелательного поведения ученика, он может просто напросто не в состоянии выдержать темп работы, предлагаемый учителем. В рамках этой проблемы с педагогами должна проводится просветительская деятельность, направленная на ознакомления с особенностями и моделями работы с детьми с РАС.

- Ещё одна проблема - неготовность нейротипичных детей и их родителей принимать «особенных» учеников. Процесс инклюзии должен начинаться с дошкольного возраста, так как в этот период психика детей наиболее пластична и свободна от стереотипов общества. И если детей с этого возраста приучать к тому, что рядом с ними в обществе могут так же на равных находиться люди с особенностями в развитии, в том числе и с аутизмом, то в дальнейшем для всех это будет нормой. С родителями же должна вестись просветительская деятельность, преследующая целью сформировать понимание того что есть аутизм, разрушить сложившиеся стереотипы в их сознании на этот счет.

- Следует помнить, что дети с РАС испытывают коммуникативные затруднения. Поэтому процесс инклюзии, должен также начинаться с дошкольного возраста, чтобы в дальнейшем школьная адаптация прошла наиболее успешно. На практическом опыте можно увидеть разницу, между детьми с аутизмом, сидевшими дома и детьми, которые были включены в общество – они более адаптированы к условиям обучения, лучше ориентируются в нормах и правилах в рамках группы, что так важно при обучении в школе.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

28.09.2021 | Ресурсные классы |