Аутизм. Путеводитель для родителей
Аутизм проявляется нарушениями в трёх сферах:
🧩 в том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
🧩 в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения коммуникации)
🧩 в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)
"Красные флажки" аутизма
🚩 Не реагирует или редко реагирует на своё имя
🚩 Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи
🚩 Не улыбается или редко улыбается другим людям
🚩 Нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам
🚩 Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12 месяцев
🚩 Нет фразовой речи (то есть сочетания двух и более слов) к возрасту 24 месяцев
🚩 Не играет со сверстниками, утратил какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте
🚩 Проявляет избирательность в питании (ест только один или два продукта) или, наоборот, ест слишком много разнообразной пищи, не чувствует насыщения после еды
🚩 Ребенок проявляет стереотипность: складывает игрушки в ряд, предпочитает играть в определенную игрушку на протяжении нескольких месяцев, может устроить истерику, если потерял игрушку, и его невозможно успокоить на протяжении нескольких часов
🚩 У ребенка проявляется сенсорная чувствительность: боится воды, не любит прикосновения и т.п.
🚩 Ребенок не повторяет движения и звуки/слова за взрослым или сверстниками
Фонд "Выход" "АУТИЗМ - ЭТО"
Фонд "Выход" "Аутизм. Вопросы и ответы"
Блог Ю.Эрц "Симптомы аутизма"
Лиза Куинонес-Фонтанес, журналистка и мама ребенка с РАС
Я подозреваю, что у моего ребенка аутизм
✍️ Комплексная программа вмешательства, основанная на принципах прикладного анализа поведения
✍️ Денверская модель раннего вмешательства (для детей до 3-х лет)
✍️ Методика альтернативной коммуникации PECS
✍️ Занятия адаптивной физической культурой
Комплексная программа вмешательства, основанная на принципах прикладного анализа поведения направлена на развитие когнитивных способностей, речевых навыков и адаптивного поведения (включая социальные навыки, навыки коммуникации, жизненные навыки).
Это вмешательство поможет многим детям с нарушениями в развитии научиться общаться с родителями и сверстниками (с помощью речи, карточек или жестов), играть, ходить в туалет, выполнять требования взрослых без истерик и криков. Поможет снизить чувствительность ребенка к громких звукам, справиться со страхом перед врачами и медицинскими манипуляциями, расширить рацион питания и скорректировать другие виды стереотипного поведения.