Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Отчёт за I квартал 2022 года

Наш отчёт на сайте "Такие дела"

АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
Средства пожертвования в отчетном периоде были потрачены на оплату стоимости аренды помещения за апрель 2022 г., что позволило специалистам “АПЦ Рассвет” продолжить оказывать помощь по восстановлению, формированию и развитию у 21 детей с РАС академических, бытовых и других жизненно важных навыков, а также принять на интенсивные занятия 13 детей с РАС, что в результате улучшило качество жизни семей, обратившихся за помощью в центр.
Большее по площади помещение обеспечило возможность обучаться 15 детям с аутизмом в трех коммуникативных группах. После зимних каникул коммуникативные группы объединились - дети адаптировались к индивидуальным занятиям и в группе по 2-3 человека, теперь основной задачей является адаптация к обучению в группе из 5-6 человек. Сейчас дошкольники вместе выполняют ежедневные рутинные действия: моют руки, завтракают, убирают за собой посуду, вытирают столы и пр., спокойно сидят за столом во время выполнения задания, ждут своей очереди в игре, знают основные правила в активных играх и с удовольствием проводят время вместе.
Картинка
Картинка
В группе PECS, где дети учатся общаться с помощью альтернативной коммуникации и осваивают бытовые и академические навыки, ребята стали быстрее осваивать новый материал. Процент ошибок в выполненных заданиях значительно уменьшился, что позволит в ближайшее время перейти на следующий этап обучения PECS.
Картинка
Картинка
Дети из группы подготовки к школе проходят счёт в пределах 20, учатся глобальному чтению, работе с ножницами и бумагой, пишут прописи и осваивают учебное поведение.
В феврале стартовал бесплатный обучающий курс "Развитие инклюзивного образования для детей с РАС по модели" Ресурсный класс, участниками которого являлись родители и педагоги, работающие с детьми с аутизмом (общее количество участников более 200 человек). В результате прохождения курса слушатели получили знания и навыки использования принципов прикладного анализа поведения, являющихся основой модели работы ресурсного класса: познакомились со структурой образовательного процесса детей с аутизмом в инклюзивных условиях, научились проводить предварительную диагностику и оценивать динамику обучающего процесса.
Картинка
Картинка
В марте в "АПЦ РАСсвет" прошёл тренинг по основам альтернативной системы коммуникации PECS. Спикер - олигофренопедагог, поведенческий аналитик Елена Михеева (4 модуля сертифицированной программы для специалистов по ПАП) провела обучение для участников курса "Развитие инклюзивного образования для детей с РАС по модели ресурсный класс". На тренинге повторяли лекционный материал из первого модуля курса, отрабатывали на практике все этапы освоения системы PECS, разбирали нюансы работы с альтернативной коммуникацией.
Картинка
Картинка
Полученные на тренинге знания 20 участников курса, успешно прошедших итоговое тестирование по 2 модулю, будут закреплять на стажировке в "РАСсвете" в рамках 3 модуля программы.
В феврале учредитель "АПЦ РАСсвет" и куратор мастерской для детей с аутизмом "Дом синего слона" Виктория Кузнецова в партнерстве с ассоциацией "Аутизм-Регионы" провели вебинар “Формирование творческих навыков у подростков и молодых людей с РАС”, где рассматривались вопросы организации творческих занятий для детей с РАС, подбор тем и материалов, работа с нежелательным поведением детей и др.
В отчетном периоде на базе школы поселка Молодежный Иркутского района прошёл межрегиональный этап международного форума социально-педагогических инноваций, где учредитель АНО "АПЦ РАСсвет", куратор программ адаптивной физкультуры Виктория Кузнецова провела вебинар на тему использования средств визуальной поддержки на занятиях по АФК с детьми с аутизмом (визуальное расписание, таймеры, карточки "сначала-потом" и другие средства визуальной поддержки). Опыт кураторов и инструкторов “АПЦ РАСсвет” переняли специалисты из сферы образования СОШ и коррекционных школ, психологи, дефектологи, логопеды.
Картинка
В первом квартале 2022 года в “АПЦ РАСсвет” стартовал проект "Ты не один в этом мире" - еще один шаг к инклюзивному обществу и созданию мастерских в Иркутске, в которых люди с РАС будут зарабатывать своим трудом и создавать прекрасные и нужные вещи.
Картинка
С помощью прикладного анализа поведения, встроенного в структуру индивидуальных и групповых занятий, педагоги помогут участникам проекта (20 детям и подросткам, посещающим мастерскую “Дом синего слона”) скорректировать поведение, затрудняющее обучение, обучиться саморегуляции, что позволит ребятам успешно взаимодействовать в коллективе, а в будущем самореализоваться, находить дело по душе и по способностям, общаться без предубеждений независимо от того, нейротипичные они или нейроотличные.
В марте на базе "АПЦ РАСсвет" прошел практический семинар, посвященный вопросам сенсорной интеграции. Обучение проводила нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, руководитель центра раннего развития детей с аутизмом Наталия Великовская.
Картинка
Картинка
За 2 дня 16 участников семинара узнали о физиологии сенсорных систем и сенсорном профиле, этапах формирования когнитивных функций, современной классификации нарушений сенсорной обработки информации и их диагностики, видах терапевтических вмешательств, теории сенсорной интеграции А.Д. Айрес, протоколе Вилбаргера и других важных аспектах. Полученные знания закрепили на практике, а также разобрали реальные случаи из работы с детьми с ОВЗ, Наталия дала подробные рекомендации по каждой проблемной ситуации.
В спортзале "РАСсвета" продолжаются занятия по адаптивной физкультуре. Правильные упражнения, выполненные под руководством инструктора, помогают сформировать мышечный корсет детскому организму и поддерживать нужную толщину костей.
Картинка
В случае работы инструктора с детьми с аутизмом возникает ряд сложностей и особенностей подхода: ребёнок может не реагировать на обращенную речь, не выполнять инструкции, не отзываться на свое имя. Игровое взаимодействие, основанное на принципах и методах Прикладного анализа поведения, позволяет наладить контакт с ребенком, проанализировать уровень его способностей и навыков и выстроить индивидуальную программу физической реабилитации.
В отчетном периоде на волнах станции "ВестиFM Иркутск" в эфире вышло интервью с соучредителем "АПЦ РАСсвет", поведенческим аналитиком Еленой Михеевой (4 модуля сертифицированной программы для специалистов по ПАП), которая рассказала об опыте создания ресурсных классов в Иркутске и Иркутском районе. Это интервью - одно из первых в череде мероприятий, подготовленных к апрельской акции информирования о проблемах аутизма. Для нас важно рассказывать об аутизме и делиться опытом работы центра, так как это один из шагов создания инклюзивного общества и системы помощи людям с РАС и их семьям.

История подопечного Песчаного Федора, 3 года
Федор полтора года занимается системно по индивидуальной программе обучения на основе Прикладного Анализа Поведения по 10 часов в неделю в “АПЦ РАСсвет”.
Цели Индивидуальной программы развития ребенка сформулированы, исходя из запросов родителей и результатов тестирования:
1. Развитие сотрудничества и мотивационной сферы
Чтобы повысить эффективность обучения Федора, всегда активно ведется работа по расширению его мотивационной сферы, постоянно анализируются ситуации на основе реакций и поведения ребенка. Благодаря повышенному интересу ребенка к мелким предметам, но при этом наличию трудностей с выполнением точных действий, специалисты “АПЦ РАСсвет” смогли развить его моторные навыки до такого уровня, что задания на мелкую моторику стали для Федора поощрением
2. Работа над коммуникативными навыками
С началом поведенческого вмешательства уровень коммуникативных навыков у Федора значительно возрос. Ранее ребенок не мог выразить свои потребности, желания, что способствовало возникновению высокочастотного нежелательного поведения, включая аутоагрессию и агрессию, истерики.
С введением альтернативной системы коммуникации PECS у Федора значительно увеличилось количество запросов (в том числе и дома) с целью получения доступа к конкретным объектам, необходимым видам деятельности, что в результате привело к снижению количества эпизодов нежелательного поведения.
Для дальнейшего развития данного навыка с Федором работают над навыком визуального восприятия.
Помимо развития навыка использования PECS с Федором велась интенсивная работа по формированию навыка эхо (звукоподражание), необходимого для развития у ребенка вокальных запросов. В результате на сегодняшний день Федор использует, например, слог “Па” (“поехали”), чтобы попросить педагога покататься на велосипеде.
С ребенком продолжается работа по обучению просьбам, т.к. этот навык имеет важное значение для развития коммуникации, в том числе увеличению коммуникативных инициатив и спонтанных коммуникативных реакций, а также часто способствует снижению негативного поведения.
3. Навык имитации
Навык имитации необходим для формирования у Федора новых видов поведения. Данный навык отсутствовал у ребенка полностью, что тормозило процесс формирования новых навыков - речевых, коммуникативных, моторных. На сегодняшний день Федор имитирует любые крупномоторные действия и некоторые мелкомоторные.

29.04.2022| Отчёты |