Коммуникация ≠ речь
На прошлых выходных в "РАСсвете" прошёл тренинг по основам системы альтернативной коммуникации PECS. Спикер - олигофренопедагог, поведенческий аналитик Елена Михеева (4 модуля сертифицированной программы для специалистов по ПАП) провела обучение для участников курса "Развитие инклюзивного образования для детей с РАС по модели ресурсный класс".
На тренинге повторяли лекционный материал из первого модуля курса, отрабатывали на практике все этапы освоения системы PECS, разбирали нюансы работы с альтернативной коммуникацией, задавали вопросы спикеру.
Один из самых частых вопросов участников обучающей программы: "Препятствует ли введение карточек PECS развитию речи ребёнка?".
Давайте разберёмся. Нужно разграничивать понятие "речь" и "коммуникация". Они не равнозначны. Коммуникация - понятие более объёмное, включает в себя проявление инициативы к общению, умение обратиться к другому человеку (с просьбой, для привлечения внимания), ответить на обращенный вопрос. Всё это можно сделать не только устно, используя слова, но и жестами, карточками, при помощи электронного планшета со специальными программами.
У ребёнка может быть развита речь, но будет ли он её использовать по назначению - другой вопрос. Поэтому так важно развивать коммуникативные навыки, в том числе, используя систему альтернативной коммуникации PECS.
Полученные на тренинге знания, 20 участников курса, успешно прошедших итоговое тестирование по 2 модулю, будут закреплять на стажировке в "РАСсвете" в рамках 3 модуля программы. Стажировка начнётся совсем скоро - 1 апреля.
Проект "Социальные навыки и альтернативная коммуникация как основа инклюзивного образования для детей с РАС" реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".