Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Отчёт за IV квартал 2020 года

Наш отчёт на сайте "Такие дела"

АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
За отчетный период 1 сотрудник АВА-центра прошел обучение на 1 модуле ВСаВА.
Специалисты “АПЦ Рассвет” продолжают работу по формированию и развитию у 18 детей с РАС различных жизненно важных навыков, а также приняли на интенсивные занятия 4 ребенка с РАС, что в результате способствовало увеличению количества семей с детьми с аутизмом, которым была оказана помощь.
8 бывших учеников “АПЦ Рассвет” продолжают свое обучение в ресурсном классе общеобразовательной школы.
Картинка
Картинка
Период адаптации к школе проходил не просто, и первое время комната сенсорной разгрузки была постоянно занята. Но благодаря слаженной работе коллектива ресурсного класса, включая специалистов “АПЦ Рассвет”, консультациям грамотного супервизора удалось организовать обучающий процесс таким образом, что к концу 2020 года все 8 учеников с РАС добились успехов: кто-то из учеников стал более самостоятелен на групповых занятиях, кому-то еще требуется помощь тьютора, но ребята уже спокойно сидят на уроке рядом, встают из-за парты, приветствуя учителя, выходят к доске, учатся отвечать хором на фронтальные вопросы. И даже переход на дистанционный режим обучения не помешал процессу социальной адаптации ребят.
13 октября в АНО «АПЦ РАСсвет» была проведена лекция в онлайн режиме по вопросам самообслуживания детей с РАС, а по ее окончании был организован тренинг в стенах центра, где обсуждались эффективные методы обучения ребенка самостоятельности, навыкам самообслуживания и бытовым навыкам.
Картинка
Картинка
Также в октябре состоялся вебинар на тему «Обучение навыкам самообслуживания детей с РАС и другими особенностями развития». Он проходил на YouTube канале АНО «АПЦ РАСсвет» и транслировался на странице центра в Instagram. В эфире были разобраны кейс-ситуации по гигиене и медицинским манипуляциям, основанным на реальных занятиях в центре. В результате проведения вебинара 101 слушатель был проинформирован по вопросам, связанным с обучением детей с РАС навыкам самообслуживания (базовые социальные и бытовые навыки, сбор данных и тестирование, метод обучения прямыми цепочками, десенсибилизация), что позволило им применить эти данные на практике и улучшить качество жизни семей, воспитывающих детей с аутизмом.
Картинка
Картинка
В декабре сотрудниками “АПЦ Рассвет” были проведены бесплатные консультации по методам АВА-терапии для семей с детьми с аутизмом. Встречи проходили в дистанционном формате, в них приняли участие 30 семей из Иркутской области, для каждой семьи было проведено 2 онлайн-консультации, с помощью которых родители попробуют внедрить принципы АВА-терапии в повседневную жизнь семьи.
29 декабря состоялся практический тренинг для АВА-инструкторов центра и тьюторов ресурсного класса, где специалисты делились опытом работы с учениками с РАС в школе и “АПЦ Рассвет”, обсуждали эффективные методы обучения, оптимальные варианты решения различных проблем, основанные на методе Прикладного анализа поведения. Это позволило закрепить специалистам полученные ранее знания, получить новые и использовать их в работе с детьми с РАС.
Картинка
Картинка
В отчетном периоде на базе АНО «АПЦ РАСсвет» состоялся WorkShop «Организация занятий адаптированной физкультуры для детей с аутизмом с применением прикладного анализа поведения». В связи с введенным режимом самоизоляции в центре присутствовали только 10 педагогов, еще 44 человека являлись онлайн слушателями. Мастер-класс по особенностям проведения физкультуры у ребенка с аутизмом проводили сотрудники «АПЦ РАСсвет» с 8-летним учеником Центра, где подробно разобрали, как коротко и правильно давать инструкцию ребенку, какую поддержку ему нужно оказать: жестовую, физическую, карточку с изображением задания. По окончании WorkShop всем участникам были переданы методические пособия с подробным описанием проведения занятий адаптивной физкультурой с детьми с аутизмом.
Картинка
Картинка
Продолжает работу творческая мастерская “Дом синего слона”, где ребята пробуют свои силы в различных творческих направлениях и учатся общаться в кругу сверстников. За отчетный период было проведено 8 занятий для 15 детей с РАС.
Картинка
Картинка
В декабре для трех групп учеников, посещающих “АПЦ Рассвет”, были проведены три новогодних праздника с медицинской тематикой, где ребята закрепили полученные в ходе обучения навыки и в игровой форме подготовились к посещению врача, повторили правила личной гигиены и безопасносного поведения на улице.
Картинка
Картинка

История подопечного Касперович Саввы, 5 лет
Савва посещает центр с 2019 года, регулярно с августа 2020 г. 2 раза в неделю. Летом 2020 г. Савва прошел курс интенсива: занятия по ава-терапии с ним проходили ежедневно на протяжении месяца по 4 часа в день.
Исходя из запроса родителей и на основании оценки актуальных навыков ребенка, работа в рамках интенсивного курса велась по следующим основным направлениям:
1. Навыки самообслуживания
- самостоятельное надевание штанов без нежелательного поведения. Мальчик нервничал из-за того, что у него не получалось одеваться, и каждый выход из дома сопровождался истерикой. Во время интенсивных занятий был сформирован навык надевания и снимания штанов спокойно, т.е., не проявляя нежелательного поведения - крика, сползания со стула и пр.
- самостоятельное мытье рук. Во время сбора данных выяснилось, что Савва не выполняет ни одного шага самостоятельно. Специалисты применяли в работе метод обучения “формирование цепочки поведения”, выстроили алгоритм действий и в одинаковой последовательности выполняли его. Шаг за шагом мальчик научился мыть руки и кусковым мылом, и жидким.
- полоскание рта. В цепочке поведения “чистка зубов” специалисты отработали с Саввой этап полоскания рта, что способствовало более качественной зубной чистке.
2. Навык учебного поведения и сотрудничества
Был установлен руководящий контроль – фундамент отношений с ребенком. Он повышает вероятность того, что инструкции побудят ребенка дать правильный ответ. Также у Саввы было сформировано учебное поведение (научился сохранять учебную позу, свелось к минимуму самостимулятивное поведение и пр.), что положительно повлияло на снижение интенсивности и продолжительности проявления нежелательного поведения, а также повысило скорость в овладении академических навыков. Были успешно введены жетоны для увеличения количества правильно выполненных академических заданий. Кроме того, Савва стал спокойно реагировать на резкую смену деятельности и теперь уходит с перерыва на занятия по звуку таймера без возникновения нежелательного поведения.
3. Социальные навыки:
- Когда у Саввы возникали затруднения в чем-то, например, падала из рук ложка, терялась любимая игрушка, то мальчик кричал, что не являлось приемлемой формой поведения, поэтому на занятиях его начали учить обращаться за помощью. Чтобы сформировать запрос о помощи, Савве давалась инструкция, которую он не мог выполнить самостоятельно. В момент, когда ему требовалась помощь взрослого, давалась подсказка «помоги». Как только Савва повторял «помоги» – ему тут же оказывалась помощь, подсказка постепенно убиралась. Сегодня Савва просит о помощи, обращаясь адресно: к маме, папе, педагогу. Как результат – снизилось нежелательное поведение.
- В работе с Саввой специалисты добились больших успехов в развитии навыка “совместного внимания”, который является очень важным в формировании способности к символическому мышлению, развитию речи и общим социально-познавательным процессам.
4. Самостоятельная деятельность
Во время интенсивных занятий велась работа по формированию самозанятости. В самостоятельную деятельность включались задания, которые Савва может выполнять самостоятельно (вкладыши, простые задания на мелкую моторику). На сегодняшний день Савва самостоятельно может заниматься с интерактивными музыкальными игрушками и книгами, рассматривать картинки в книжке, а также выбирать и смотреть развивающие видеоролики на планшете.

20.01.2021| Отчёты |