Источники по системам альтернативной коммуникации
Ребёнок не говорит или говорит мало и трудноразличимо, но общаться с ним нужно. Как - большой вопрос. На помощь приходит альтернативная коммуникация. Её наиболее распространённые виды:
- Система PECS
- Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
- Блисс – метод
- Леб – система
- Метод пиктограмм
- Макатон
- Жестовый язык
В России описаны опыт применения и рекомендации к применению системы PECS , Леб, Блисс, Макатон.
При формировании коммуникативных навыков у детей с аутизмом АВА-тераписты ориентируются на сильные стороны ребенка: если визуальное восприятие по результатам тестирования, развито сильнее, чем навыки имитации, как правило, выбирают альтернативную систему коммуникации PECS, если обратная ситуация - жестовый язык.
Как показывает практика, у 90% детей с РАС сильная сторона - визуальное восприятие. Специалисты "РАСсвета" отдают предпочтение PECS, т.к. эта система учит ребенка вступать в коммуникацию с партнёром, каждый её этап ввода прописан и можно отслеживать динамику её освоения с помощью чек-листов, что очень важно при обучении детей для своевременной корректировки программы.
Если специалисты выбирают для ребенка как средство альтернативной коммуникации жестовый язык, то жесты будут адаптированы для ребенка с РАС.
Мы рекомендуем к ознакомлению основные источники, к которым наши педагоги постоянно обращаются:
1. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)", авторы Л. Фрост и Э. Бонди. Эта книга – руководство для использования карточек и визуальных расписаний в общении и обучении ребёнка с РАС.
2. "Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра". Авторы С. Течнер и Х. Мартинсен рассказывают про формы и средства альтернативной и дополнительной коммуникации, о том, как в разных случаях подбирать техники общения в обучении.
3. Сайт "Сурдосервер 2.0"
4. Сообщество по обучению русского жестового языка "Город жестов: перезагрузка"
Проект "Социальные навыки и альтернативная коммуникация как основа инклюзивного образования для детей с РАС" реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".
30.12.2021 | Социальные навыки |