Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Зачем школе нужна поддержка поведенческих специалистов?


фото

Поведенческий специалист в школе - это педагог, владеющий методиками прикладного анализа поведения (ПАП) и анализирующий поведение каждого конкретного ученика, для выявления взаимосвязи интересующего поведения и изменений в окружающей среде.

Над чем может работать поведенческий специалист?

- Развитие академических навыков

- Развитие самостоятельности ученика

- Работа с проблемным поведением

- Социализация ребят и многое другое

К сожалению, в Иркутской области не осуществляется ВУЗовская подготовка специалистов по прикладному анализу поведения, поэтому обучение поведенческих аналитиков может быть организовано только на базе других образовательных учреждений или в рамках профессиональных курсов и тренингов за счет учителя, который заинтересован в своем развитии.

Если специалисты прикладного анализа поведения в Иркутске уже есть, бюджетных вакансий по данной специализации еще нет, поэтому все экономические издержки ложатся на плечи родителей. Снизить финансовую нагрузку с семей помогают различные благотворительные проекты и грантовая поддержка различных ведомств. Так, например, проект «Ресурсный класс. Доступная среда» от Ассоциации "Аутизм-Регионы" позволяет оплачивать работу кураторов и супервизора в школе пос. Молодежный и в школе пос. Луговое.

Прикладной анализ поведения – это научная дисциплина, основанная на объемной теоретической части и имеющая прикладной характер, поэтому очевидно, что уровень профессионализма поведенческих аналитиков различается. Для анализа и составления поведенческих протоколов нужен обученный куратор, который будет брать супервизии у более опытного специалиста. Куратор так же обучает тьюторов и учителей работать по поведенческой программе.

Зачем нужен поведенческий аналитик?

- Сбор данных и анализ поведения

- Консультирование родителей и педагогов

- Составление индивидуального плана поведенческого вмешательства

- Обучение тьюторов и педагогов работать по протоколам

- Реализация учебной программы

Проблема

Ребенок выкрикивает на уроке неприличные слова. Каждый раз, когда Данил выкрикивал матершинные слова, одноклассники начинали смеяться, а учитель ругался «Ты срываешь мне урок! Как тебе не стыдно?!».

Поведенческий аналитик посоветовал учителю не обращать внимание на выкрики Данила, так как реакция одноклассников и учителя подкрепляет поведение мальчика выкрикивать неприличные фразы - ему нравится находиться в центре внимания, а самый легкий способ получить интерес окружающих, сорвать урок.

Теперь каждый раз, когда Данил начинал выкрикивать неприличные слова во время урока, класс не обращал на это никакого внимания. Параллельно с стратегией гашения неприемлемого поведения, учитель ввел совместные игры на переменах, где Данил мог получить внимание одноклассников, а так же Данил получал внимание учителя, когда вел себя хорошо!

Поддержка поведенческого специалиста в данном случае была необходима для анализа поведения ребенка и предложения эффективных стратегий работы с ним. Поведенческий специалист помог учителю внести изменения в подход к ребенку и создать благоприятную обучающую среду для него. Этот процесс позволил Данилу получать необходимое внимание и поддержку со стороны своих одноклассников, а также мотивировал его к активному участию в уроках. Результатом поддержки поведенческого специалиста стало полное прекращение неприемлемого поведения ребенка.

Как работать с обучающимся с РАС?

Многие учителя задают этот вопрос, ведь в институтах об этом не рассказывали. Как установить сотрудничество, замотивировать ребенка учиться, как организовать обучающее пространство для ребенка, который отвлекается на все подряд или наоборот, которому ничего не интересно? Как понятно объяснить ребенку различные темы по программе? Именно на эти и многие другие вопросы нам могут ответить поведенческие специалисты.

Прикладной анализ поведения работает только с детьми с РАС?

В основном, применение ПАП более всего известно как метод терапии для детей с особенностями развития, однако этот метод имеет широкий спектр. Например, в образовании (повышение школьной успеваемости), поддержании здорового образа жизни и физической культуре, спорте, изучении языков, воспитании детей и многих других сферах.

АНО "АПЦ Рассвет" - участник проекта «Ресурсный класс. Доступная среда». Благодарим организатора проекта Ассоциацию "Аутизм-Регионы". Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и благотворительного фонда "Абсолют - Помощь".

22.12.2023 | Ресурсные классы |