Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Опыт коррекции проблемного поведения в ресурсном классе


фото

Многие дети с аутизмом имеют поведенческие особенности, которые не только мешают их независимому функционированию (обучению в школе, социализации,  досугу), исключают из социальной среды, но и могут  быть опасными для жизни и здоровья самого ребенка. Читайте в этой статье как поведенческие специалисты помогли решить опасную для здоровья проблему одного из учеников ресурсного класса школы пос. Молодежный.

Какая возникла проблема?

🡆 Ученик: 12 лет, образовательный маршрут 8.4

🡆 Имеет нарушение речи, сопутствующие нарушения – сенсорно-моторная алалия

🡆 Проблемное поведение: накручивает и дергает волосы у себя на голове до образования визуально-видимых залысин. После этого может съесть вырванные волосы.

Данное поведение прежде всего опасно для здоровья самого ученика. В желудке образуется безоар, который можно удалить только хирургическим путем.

Безоар (желудочный) – инородное тело, образующееся в результате скопления в полости желудка различных по своему происхождению частиц (грубых волокон, волос), не способных перевариться.

👉 Цель поведенческого вмешательства: Через 2 месяца количество эпизодов проблемного поведения- “дергать волосы” снизится как минимум на 80% во время нахождения на уроках в школе.

Алгоритм работы с проблемным поведением:

1. Выбор поведения для коррекции и его точное описание.
2. Сбор данных и определение функции поведения.
3. Выбор стратегий и методов коррекции поведения.
4. Применение протокола и мониторинг процесса.
5. Изменение программы и обобщение приобретенных навыков.

Проведенный сбор данных об эпизодах проблемного поведения помог предположить его функцию - сенсорная аутостимуляция. Исходя из функции был разработан план по коррекции этого поведения.

Были использованы проактивные процедуры (направленные на предотвращение и снижение мотивации к проявлению проблемного поведения):

✅ Социальная история в картинках.

✅Сенсорное насыщение в школе (удовлетворение сенсорных потребностей безопасным способом, оральное и тактильное насыщение предметами - массажеры, сенсорные игрушки, массажер для головы, кукла с волосами, бусы, зубная нить.) На парте всегда лежало что-то, чем можно занять руки.

✅ Также в план была включена процедура DRO (Differential Reinforcement of Other Behavior -дифференциальное подкрепление отсутствия поведения)- процедура, которая предполагает поощрение учащегося, если он НЕ проявляет проблемного поведения в течение определенного промежутка времени. То есть, производится дифференциальное подкрепление (поощрение при определенных условиях) отсутствия поведения в заданном периоде времени.

С помощью применения методов прикладного анализа поведения и поддержки поведенческих специалистов мы добились существенного снижения частоты проблемного поведения.

Картинка

Что способствовало положительной динамике по коррекции проблемного поведения ученика:

1. Точный сбор данных
2. Комбинация нескольких процедур прикладного анализа поведения
3. Сильное подкрепление
4. Условия коррекции поведения- ресурсный класс
4. Ресурсы - обучение происходило один на один с тьютором
5. Генерализация с другими сотрудниками команды ресурсного класса
6. Реализация и поддержание протокола родителями ученика в домашних условиях

АНО "АПЦ РАСсвет" - участник проекта "Ресурсный класс. Доступная среда". Благодарим организатора проекта Ассоциацию "Аутизм-Регионы". Проект реализуется при поддержке Фонд президентских грантов и Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»

28.11.2023 | Ресурсные классы |