Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Как работа ресурсного класса помогает включать ребенка с аутизмом в общеобразовательную школу


фото

"Ресурсный класс - это не отдельный класс для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая организовать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик выходит в общеобразовательный класс, а ресурсный класс - это место, где ему оказывается поддержка специалистов." - выдержка из Практического пособия "Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе"

Другими словами, ресурсный класс - это место подготовки ученика с аутизмом к обучению в общеобразовательном классе. И одним из важнейших факторов в этом процессе является команда специалистов ресурсного класса, владеющих методами прикладного анализа поведения.

Чтобы процесс инклюзии ребенка с аутизмом проходил мягко и с пользой для всех участников процесса, сначала ребята учатся индивидуально и по мере готовности включаются в групповые формы работы в ресурсном классе. Учителя и тьюторы, под руководством консультантов по прикладному анализу поведения (куратора и супервизора) обучают ребят не только академическим навыкам, но в первую очередь - навыкам социально приемлемого поведения, навыкам коммуникации с другими детьми и взрослыми, навыкам самостоятельности и многому другому. Индивидуальная программа ребят очень многогранна!

На групповых уроках в ресурсном классе ребята приобретают навыки, необходимые для обучения в общеобразовательных классах: соблюдать правила поведения, выполнять фронтальные инструкции, поднимать руку, выходить к доске, самостоятельно работать над заданием.

Когда у ребенка с аутизмом формируется учебное поведение и навыки групповой работы, он может начинать постепенно выходить на уроки в общеобразовательный класс в сопровождении тьютора.

Все дети в силу своих возможностей включаются в инклюзивный процесс. Ребята, которые не посещает уроки в регулярных классах, взаимодействуют со сверстниками на общих переменах, мероприятиях обратной инклюзии, досуговых мероприятиях.

О процессе включения ребят из ресурсного класса школы п. Молодежный на уроки в регулярные классы нам рассказали их педагоги.

"Сначала ребятам было сложно тихо и смирно сидеть целый урок, поэтому включение в общеобразовательный процесс происходило постепенно: сначала ребята начали выходить на уроки на очень короткое время и это были уроки ИЗО, физкультуры и музыки. И только после того как были освоены навыки красиво и спокойно сидеть за партой, слушать учителя, писать в тетради, решать примеры, ребята стали выходить на уроки русского языка и математики в регулярный класс.

Если ребёнок затрудняется выполнить какое-то задание, то на помощь приходит тьютор, который своевременно даёт подсказки, тем самым делая процесс обучения безошибочным. Успешность ребёнка в этом случае создаёт дальнейшую мотивацию к процессу обучения в школе."

Опыт ресурсного класса поселка Молодежный показывает, что процесс включения ребят с аутизмом в общеобразовательные классы не только не понижает качество обучения других учеников, а, напротив, может способствовать его повышению, ведь учитель регулярного класса имеет возможность приобрести навыки, полезные для всех учеников. Научившись искать подход к ребенку с аутизмом, учитель всегда сможет найти подход и к любому другому ребенку.

АНО "АПЦ Рассвет" - участник проекта «Ресурсный класс. Доступная среда». Благодарим организатора проекта Ассоциацию "Аутизм-Регионы". Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и благотворительного фонда "Абсолют - Помощь".

27.10.2023 | Ресурсные классы |