Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Диагностика навыков социального взаимодействия в ресурсном классе


фото

Новый учебный год уже в разгаре. Мальчишки и девчонки из ресурсного класса школы пос. Молодежный тоже приступили к занятиям. В этом году класс стал участником проекта «Ресурсный класс. Доступная среда», организованного Ассоциацией "Аутизм-Регионы" при поддержке Фонда президентских грантов. А это значит, что ребята снова будут поддерживаться поведенческими специалистами на протяжении всего учебного года.

Сегодня мы хотим рассказать о важнейших для наших ребят навыках - навыках социального взаимодействия.

Что такое социальное взаимодействие? Если говорить простыми словами, это такие действия, которые являются реакцией на поведение других людей и направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию с их стороны.

Люди с аутизмом испытывают проблемы с тем, чтобы начать и поддерживать социальное взаимодействие, понимать невербальную коммуникацию и социальные ситуации.

Социальные отношения – это важная часть жизни любого человека и оставлять ребят с РАС одних, не учить их общаться и не помогать налаживать отношения с другими людьми – это большая ошибка, которая не оставит аутичным людям шанса быть равноправной частью общества.

В ресурсном классе МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» работа над развитием социального взаимодействия детей ведется постоянно! Учителя, тьюторы, куратор, супервизор, администрация школы, ученики регулярных классов – все подключаются к социализации наших ребят! Но для успешного развития навыков необходимо сначала провести диагностику и определить базовый уровень, чтобы понимать на что именно сделать упор при обучении.

Диагностика навыков детей в ресурсном классе производится 2 раза в год: на начало учебного года и на конец учебного года с помощью диагностического инструмента ABBLS-R. По результатам тестирования строится индивидуальный план обучения и отслеживается прогресс в навыках.

Доктор Джеймс Партингтон в «Руководстве ABBLS-R» пишет: «Развивать навыки социального взаимодействия нужно всегда, вне зависимости от уровня развития речевых навыков. Если речевые навыки пока не очень хорошо развиты, то необходимо обучать ребенка приветствовать других людей, ждать своей очереди, приглашать других принять участие в совместной деятельности и возвращать игрушки.

Если речевые навыки ребенка сформированы достаточно хорошо, то подходящими целями работы будут обучение ребенка просить предметы у сверстников или задавать им вопросы, делиться, первым приветствовать сверстника (не только отвечать не приветствия), сотрудничать со сверстниками, разговаривать на интересующие их темы.

Очень важно учить ребенка обращать внимание на действия других людей и понимать их интересы.

Множество изменений в нашем поведении в качестве обратной связи помогут ребенку понять, правильно ли он сейчас себя ведет, так же, как помогает в этом появление других последствий, приятных и не совсем.

Чтобы уметь общаться с другими людьми, важно уметь обращать внимание на изменение темы разговора, изменение интонации, темпа речи, выражения лица, другие изменения поведения собеседника»

Навыки социального взаимодействия Вани

На момент тестирования навыков социального взаимодействия в мае 2020 года Иван мог спокойно находится в кругу сверстников, но взаимодействовал с ними только с помощью тьютора (например, поделиться игрушкой, поиграть в подвижные игры, сделать совместное задание).

Уже в мае 2021 года Ваня мог самостоятельно присоединиться к деятельности сверстников, если они делают что-то интересное, следовать простым инструкциям других ребят (например, «Побежали!»), попросить интересующую его вещь с помощью альтернативной коммуникации!

К маю 2023 года Ваня научился приветствовать и прощаться с одноклассниками, смотреть им в лицо при общении, просить у них нужные ему вещи.

Сентябрьская диагностика показывает, что уровень навыков социального взаимодействия Вани остался на том же уровне, что и в мае. А это значит, что он за лето не утратил никакие из них! Но, конечно, еще есть над чем работать и в новом учебном году.

«Безусловно, навыки социального взаимодействия детей улучшаются с каждым годом. Дети взаимодействуют друг с другом и с другими детьми из регулярных классов во время перемен. Некоторым детям все еще требуется помощь тьютора. Во время такого взаимодействия педагоги и диагностируют уровень социальных навыков, наблюдая за детьми и фиксирую данные в мониторинговой таблице. Наш Ваня отлично подключается к подвижным играм со сверстниками. К нему приходила девочка из регулярного класса и предлагала побегать с ней. Что мы увидели? Иван без проблем принял ее приглашение в игру и взаимодействовал с ней: они играли в «Догоняшки».

Другая девочка приходила к Владу. Они вместе занимались любимым занятием - рисованием: девочка сидела рядом с ним и просила поделиться листком и другими материалами для творчества. Влад делился и общался со своей новой соседкой по парте!

Безусловно, у всех детей ресурсного класса есть прирост навыков социального взаимодействия – мы это видим!» - Елена Михеева, учитель-дефектолог ресурсного класса.

Наблюдая за успехами ребят с РАС, обучающихся в ресурсном классе, можно сделать вывод, что грамотно организованное инклюзивное пространство и профессиональное сопровождение поведенческими специалистами способствует развитию социальных навыков детей с аутизмом.

АНО "АПЦ Рассвет" - участник проекта «Ресурсный класс. Доступная среда». Благодарим организатора проекта Ассоциацию "Аутизм-Регионы". Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

18.09.2023 | Ресурсные классы |