Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Обучение академическим навыкам детей с РАС в школе


фото

"Потянет ли мой ребёнок учебную программу? Что ему нужно знать к моменту зачисления в школу?" Родители часто волнуются перед тем, как их "особый" ребёнок пойдёт в первый класс. Откроем #секрет для тех, кому это предстоит: переживаний и сомнений и на второй, и на последующие годы учёбы не меньше. Чтобы снизить уровень стресса родителей, поделимся опытом педагогов ресурсного класса школы посёлка Молодежный Иркутского района.

В общеобразовательной школе для обучения детей с РАС академическим навыкам, прежде всего, команда педагогов ориентируется на адаптированную образовательную программу по каждому образовательному маршруту и календарно-тематическое планирование Для ребёнка с аутизмом характерно мозаичное развитие, чтобы сформировать у него преднавыки или "закрыть какой-то дефицит" для дальнейшего развития педагоги пользуются одним из инструментов Прикладного Анализа поведения - руководством и протоколом ABLLS-R. С его помощью тестируются базовые навыки детей, разрабатывается индивидуальная часть образовательной программы, достижение целей которой помогает быстрее вывести ребенка с аутизмом на следующую ступень развития.

В ресурсном классе детей с РАС обучают точно такому же набору основных академических навыков, как и нейротипичных учеников начальной школы: окружающий мир, математика, русский язык и чтение .

Конечно, у всех ребят ресурсного класса школы в Молодёжном разный уровень освоения материала. Например, Влад учится решать примеры в пределах 10 в уме, Соня - с использованием счётного материала, Стёпа уже уверенно решает задачи и осваивает сложение с переходом через десяток, а кто-то из учеников еще учится соотносить количество предметов с соответствующим числом и осваивает операции "прибавить" и "отнять" на предметном материале.

Важно понять, что любой академический навык, которому обучается ребенок с РАС, можно сформировать с использованием методов Прикладного анализа поведения, т.к. именно он помогает эффективно осваивать новые знания. Так, для обучения Стёпы сложению с переходом через десяток, учитель использует метод обучения цепочке реакций с использованием визуальных подсказок. На первоначальном этапе на каждом шаге цепочки Стёпе предоставлялись незамедлительные подсказки, которые постепенно убирались, до тех пор, пока мальчик не начал выполнять все действия в цепочке самостоятельно.

Освоению академических навыков помогает индивидуальная адаптация материала под конкретного ученика ресурсного класса.

Многие ребята уже научились читать и сейчас продолжают совершенствовать навык чтения, каждый на своём уровне. Соня учится отвечать на вопросы по тексту, Стёпа работает над техникой чтения, а Влад осваивает пересказ текста с использованием визуальной опоры. Ребята, которые еще не умеют читать, учатся этому навыку разными способами: Ваня учится чтению через печатание, Тася осваивает глобальное чтение, Ника учит буквы и пробует свои силы в печатании.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

10.11.2021 | Ресурсные классы |