Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Кто такой АВА-тьютор. Взгляд на профессию изнутри


фото

Поговорим о роли АВА-тьютора в инклюзивной среде. Многие родители и педагоги не понимают функций тьютора в школе: то ли это ассистент учителя, то ли нянька для ребёнка с ОВЗ. Конечно, ни то, ни другое. Специалисты нашего центра: куратор "РАСсвета" Юлия Шестакова и тьютор ресурсного класса школы посёлка Молодежный Никита Ершов порассуждали на тему тьюторства.

Юлия говорит:

- Тьютор для ребенка – это, в первую очередь, коммуникативный партнер, который помогает ученику перенести навыки, отработанные в учебной среде в естественную среду: в общении со сверстниками, учителями и другими людьми. Он сопровождает ребенка на протяжении всего учебного процесса. Во-первых, в режимных моментах школьной жизни: в столовой, раздевалке, туалете и т.п. ученикам бывает необходима помощь взрослого. Надо понимать, что любой режимный момент является наилучшей возможностью для обучения ребенка в естественных условиях самостоятельности. Поэтому присутствие тьютора позволяет ученику быстрее освоить бытовые навыки.

Во-вторых, в общеобразовательном классе и на занятиях в ресурсном классе, тьютор создает условия, при которых ребенок с большей вероятностью выполнит инструкцию педагога верно.

В-третьих, на переменах, при совместном проведении досуга, тьютор не только помогает ребёнку учиться играть или общаться с ровесниками, но и привлекает одноклассников, объясняя, как они могут найти общий язык.

Это только часть обязанностей АВА-тьютора в инклюзивной среде. Важную роль он также решает в реализации образовательной программы ребенка: выполняет индивидуальную часть образовательной программы, работает с нежелательным поведением ребенка, ведет учет и сбор данных, помогает тестировать уровень развития навыков детей...

Тьютор в классе – это специалист, который контролирует поведения ребенка. Основная задача тьютора – стать ненужным ученику, развить у ребенка самостоятельность.

Никита говорит:

- Для меня работа тьютором – это «вспомнить всё» и узнать ещё больше нового и интересного. Мы, тьюторы, для детей становимся как бы внешним воображением, познание, любопытством, их глазами, руками, голосом, гидом по окружающему миру. Чтобы показать детям, что весь мир вокруг может быть интересен, и что он стоит того, чтобы напрягаться, стараться, учиться – нужно и в самих себе пробуждать любознательность.

И вот тут может возникнуть вопрос: «а как же можно в самом себе такой интерес пробудить?». Лично я вспоминаю себя ребёнком, когда всё вокруг казалось загадочным и необычным, как я удивлялся и радовался, когда что-то получалось, как грустил, когда не получалось, но всё равно упорно старался, пока не достигал понимания и умения.

Теперь я как будто бы заново проживаю вместе с учеником детство, мы вместе пробуем освоить различные навыки, достичь в них успехов, расширить горизонты познаний. Когда вы с учеником настраиваетесь на одну волну, вы начинаете черпать из этого силы, удовлетворение, да и просто вместе радуетесь, когда наконец что-то начинает получаться.

Такая сонастроенность притягивает, как магнит, детей из регулярных классов. Они видят, что у нас в классе интересно и весело, они заглядываются на наши игры на переменах и постепенно начинают в них участвовать. Нейротипичными детям точно так же хочется разобраться во всём необычном и загадочном, особенно, если это такие необычные сверстники и такие необычные и общительные взрослые рядом с ними.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

25.10.2021 | Ресурсные классы |