Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Отчёт за II квартал 2021 года

Наш отчёт на сайте "Такие дела"

АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
Средства пожертвования в отчетном периоде были потрачены на оплату стоимости аренды помещения за июль 2021г. Это позволит АНО “АПЦ Рассвет” продолжать оказывать помощь по формированию и развитию у 20 детей с РАС жизненно важных навыков, а также принять на интенсивные занятия 4 ребенка с РАС, что в результате приведет к увеличению количества семей с детьми с аутизмом, которым была оказана помощь.
Кроме того, благодаря новому, более просторному помещению в июне “АПЦ РАСсвет” смог организовать групповую подготовку 10 детей с аутизмом к школе. Необходимость такого проекта обусловлена открытием в этом году в г. Иркутске еще двух ресурсных классов на базе двух общеобразовательных школ. В связи с чем очень важно ввести групповой формат занятий, благодаря которым будущие ученики будут обучаться не только академическим навыкам и правилам учебного поведения, но и взаимодействию с товарищами по классу, с педагогом.
Картинка
Картинка
Коррекционная работа с детьми с аутизмом заключается в установлении контакта и налаживании с ними взаимодействия. С этой целью пять специалистов организации прошли обучающий курс “Об использовании метода игровой терапии для коррекции и развития детей с РАС”. В результате обучения данному методу особенно повысилась эффективность работы с детьми с глубокой степенью аутизации, с которыми была затруднена работа других коррекционных направлений. Используя в работе с детьми с РАС метод игровой терапии, специалисты “АПЦ РАСсвет” развивают их эмоциональную сферу, навыки взаимодействия (способность ориентироваться на взрослого как на партнера по взаимодействию, умение инициировать действие, умение выбирать, соглашаться, отказываться); способствуют усвоению простых правил (очередность, сначала-потом, завершение действия, переключение); навыки совместной сенсомоторной, предметной, сюжетно-ролевой игры. Результатом такой интенсивной работы является развитие способности адаптироваться к окружающей среде у ребенка с РАС, в первую очередь, за счет получения опыта партнерских отношений со взрослыми. После занятий ребенок в большей степени готов к подключению к играм других детей, потому что такая активность ему знакома и есть положительный опыт участия в ней.
В апреле в школе поселка Молодежный, где продолжает работу ресурсный класс, прошли «уроки добра». Первоклассники узнали немного больше об аутизме, о том, как дети с РАС себя чувствуют и почему их поведение часто отличается от поведения других детей.
Картинка
«Уроки добра» подготавливают учеников к тому, что скоро к ним присоединятся новые одноклассники. Реакция у первоклассников положительная, они активно участвуют в обсуждении, хотят поближе познакомиться с ребятами из ресурсного класса и подружиться с ними. В апреле состоялся выход первого ученика ресурсного класса в регулярный класс.
Картинка
Чтобы оценить результаты годовой работы ресурсного класса, были проведены тестирования с оценкой навыков каждого ученика, сделаны выводы об освоенных целях и намечены цели на следующий год. Ученики хорошо продвинулись не только в вербальных и академических навыках, но и в навыках сотрудничества, социального взаимодействия и навыках работы в группе, что и является основной целью работы ресурсного класса.
Картинка
Картинка
В связи с тем, что апрель является месяцем информирования о проблеме аутизма, руководство АНО “АПЦ РАСсвет” довольно часто общалось со СМИ. 1 апреля председатель Екатерина Родыгина выходила в эфир на радио «ВЕСТИ FM Иркутск», где обсуждались мифы об аутизме и статистика диагностирования расстройства аутистического спектра в Иркутской области.
В мае вышла большая статья в общественно-политическом издании «Верблюд в огне» о жизни иркутских семей, воспитывающих детей с РАС. Журналисты рассказали о непростой ситуации с диагностикой, отношении врачей к проблеме аутизма, создании и работе первого ресурсного класса.
Картинка
Картинка

Фото: Алена Шатуева, Алена Аманмахова / «ВЕРБЛЮД В ОГНЕ»

Конец учебного года привлёк внимание СМИ к ресурсному классу в школе посёлка Молодежный. Статья в газете "Ангарске огни" посвящена будням учеников с аутизмом и позитивному и энергичному настрою их педагогов.
3 апреля состоялся семинар «Методы обучения детей с аутизмом посещению медицинских учреждений и выполнению лечебных манипуляций», количество участников более 100 человек. Именно на опыте работы с воспитанниками центра основывался доклад спикера, поведенческого специалиста “АПЦ РАСсвет” Марии Максимовой. Она рассказала о том, как важно поэтапно приучать ребенка с РАС к процедурам во врачебных кабинетах, и на какие мелкие шаги разбить поход в поликлинику.
Картинка
Картинка
В отчетный период «АПЦ РАСсвет» провел практический тренинг по теме “Система альтернативной коммуникации PECS” для специалистов и родителей. Были разобраны все 6 этапов освоения PECS, проведены тренировки друг с другом и с ребенком с РАС, разобраны ошибки и оговорены тонкости работы с карточками PECS. Спикер тренинга Елена Михеева, поведенческий аналитик, курсы повышения квалификации «Система альтернативной коммуникации PECS для детей с нарушением речи» II уровня, международный экзамен "The Picture Exchange Communication System".
Картинка
Картинка
22 апреля в Иркутске прошла научно-практическая конференция «Проблемы диагностики, коррекции, реабилитации детей с РАС» для родителей детей с аутизмом, участковых педиатров, психиатров, педагогов и воспитателей образовательных учреждений, представителей общественных организаций, ПМПК, МСЭ, учреждений социальной защиты. Об опыте ресурсного класса и о роли прикладного анализа поведения рассказала Елена Михеева, учитель ресурсного класса СОШ п. Молодежный, член правления АНО «АПЦ РАСсвет». Председатель АНО «АПЦ РАСсвет» Екатерина Родыгина выступила с докладом «РАС: актуальные сведения о диагностике и реабилитации, способы их внедрения».
Картинка
В мае был поддержан проект “АПЦ РАСсвет” по адаптивной физкультуре «Движение вверх!», который позволит 20 детям с РАС заниматься спортом с элементами лечебной гимнастики для позвоночника и стоп. Кроме индивидуальных занятий ребят ждут спортивные состязания со сверстниками с РАС и нейротипичными детьми. Проект решает несколько задач за раз: социальная адаптация, работа в группе, развитие физической формы и мышления.
Картинка
Картинка
Продолжает работу творческая мастерская для ребят с РАС, где они с помощью педагогов, родителей и волонтеров трудятся над изготовлением стильных и практичных вещей (органайзер для телефона и зарядного устройства, ежедневники, кашпо и пр.)
Картинка

История подопечного Кривобокова Вадима, 3 года
Ребенок занимается системно и последовательно по индивидуальной программе обучения (ИПО) на основе АВА-терапии (Прикладного Анализа Поведения). Занятия в центре проходят индивидуально по 20-30 часов в неделю.
При составлении программы обучения учли просьбу родителей, сделав акцент на формировании у ребенка коммуникативных и бытовых навыков, навыков самообслуживания, а также навыков, позволяющих проводить определенные диагностические (электроэнцефалография) и лечебные процедуры (электрофорез ладоней) без возникновения нежелательного поведения.
На сегодняшний день для формирования просьбы Вадим использует альтернативную систему коммуникации PECS, для вокальных запросов необходима подсказка в виде эхо. Как одну из форм просьбы ребенок использует зрительный контакт, показывает, что хочет (чтобы его взяли на руки, открыли ему дверь, переключили музыку и пр.). Вадим может произносить за педагогом звуки, слога и слова при предоставлении мотивационной деятельности. Например, может повторить за педагогом «Открой», когда хочет выйти из кабинета, или сказать «Колбаса», когда хочет съесть колбасу.
Также Вадим научился надевать обувь (может потребоваться помощь с липучками), снимает куртку (требуется помощь с расстегиванием пуговиц и молний), самостоятельно пить из кружки, использовать ложку для приема пищи. Навык использования туалета на стадии формирования, но Вадим уже остается сухим на протяжении 2-х часов, может сидеть спокойно на горшке на протяжении 2-х минут.
Значительно развились навыки визуального восприятия, сейчас Вадим справляется с сортировкой неидентичных картинок и предметов, поведение слушателя, навык имитации. Ребенок выполняет контекстные инструкции (например, садись, иди ко мне, дай мне, положи и т.п.).
Вадим демонстрирует разнообразную игру (например, играет с музыкальным столом, с пианино, с мячиком, с книгами). Обобщает игровые навыки, изучая игрушки и играя с ними в незнакомой обстановке. Самостоятельно играет в подвижные игры на протяжении 2-х минут: прыгает на батуте, качается на качелях.
Огромным достижением являются успехи Вадима в освоении навыков спокойного реагирования на проведение различных медицинских манипуляций (подготовка к электрофорезу ладоней во время индивидуальных занятий в условиях АВА-центра, проведение процедуры в медицинском учреждении.
Для того, чтобы Вадим смог спокойно вести себя во время проведения электроэнцефалографии в условиях медицинского учреждения, в работе использовался метод десенсибилизации, который заключается в постепенном обнаружении триггера, вызывающего нежелательное поведение, и усилении спокойного поведения. Для достижения цели специалисты провели работу, состоящую из 8 последовательных этапов, на последнем из которых Вадим мог спокойно играть в шапочке для проведения ЭЭГ (с гелем), не обращая на нее внимания и без проявления какого-либо нежелательного поведения. Таким образом, последовательный переход от одного уровня к другому, поощрение спокойного поведения и настойчивость позволили нам обучить ребенка преодолевать свои тревоги и страхи (десенсибилизация в условиях АВА-центра.

21.07.2021| Отчёты |