Проект «Коммуникативные группы для детей с расстройствами аутистического спектра»
Статус проекта: действующий
Сроки реализации: 01.04.2024 – 31.12.2024
Источник софинансирования: Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее"
Цель проекта:
Сформировать навыки социально-приемлемого взаимодействия и коммуникации у 20 детей с РАС 5-15 лет путем проведения занятий с применением принципов Прикладного анализа поведения, направленных на снижение преград к обучению с последующим обобщением в общественных местах.
Задачи:
1. Снизить частоту нежелательного поведения и преград к обучению навыкам коммуникации (в том числе альтернативной коммуникации Pecs) у 20 детей с РАС на индивидуальных занятиях с использованием поведенческих подходов
2. Закрепить приобретенные на индивидуальных занятиях навыки у 20 детей с РАС в групповом формате с целью формирования навыков социального взаимодействия
3. Обобщить освоенные на групповых занятиях навыки социального взаимодействия и коммуникации у 20 детей с РАС путем посещения общественных мест в игровом формате с участием членов семей
Краткое описание:
У детей с РАС нарушена коммуникация и навыки социального взаимодействия со сверстниками, а сложности в воображении отягощают обобщение и, как следствие, социализацию ребенка и приводит к аутизации семьи. Данную проблему мы решаем с помощью проведения с 20 детьми занятий с применением принципов прикладного анализа поведения.
Проект начинается с консультации с каждым родителем и структурированного наблюдения за ребенком, в ходе которого поведенческий аналитик знакомит родителей с обучающим маршрутом и разрабатывает рекомендации, направленные на развитие коммуникации и социального взаимодействия с использованием поведенческих подходов.
В начале занятий с детьми с РАС устанавливается руководящий контроль для дальнейшего сотрудничества и выявления дефицитов в навыках коммуникации и социального взаимодействия и оценка навыков по VB-MAPP и ABLS-R, на основании тестирований кураторы разработают индивидуальные протоколы для каждого навыка в зависимости от особенностей конкретного ребенка. На индивидуальных занятиях с детьми с РАС, направленных на снижение частоты нежелательного поведения и преград к обучению, дети подготовятся к групповому формату занятий. Оборудованная комната сенсорной разгрузки плавно переведет ребенка из индивидуального формата занятий в групповой и в случаях неприемлемого поведения во время групповых занятий даст возможность вовремя вывести ребенка на индивидуальный формат работы.
На 2х часовых занятиях в группе у детей с РАС сформируются навыки социального взаимодействия: спокойное нахождение в группе за столом и вне стола, ожидание своей очереди, навыки просьбы, ведение простого диалога, развитие игровых навыков. На игровых переменках дети с РАС получат положительный опыт игры друг с другом, а также закрепят навыки имитации в группе, хождения в хороводе, ожидания своей очереди, просьб друг у друга.
Для закрепления сформированные на занятиях навыков в натуральной среде со сверстниками дети с РАС примут участие в двух детских мероприятиях: на свежем воздухе с походом в магазин и на детские площадки и в игровой комнате г. Иркутска.
Для 20 родителей детей с РАС пройдут собрания-консультации по возникающим в ходе обучения ребенка вопросам, по обобщению освоенных умений ребенка с учетом его поведенческих особенностей в естественной среде. Для повышения осведомленности родителей детей с РАС опубликуются вовлекающие статьи и видеоролики об успехах ребят и методах обучения коммуникации и социальному взаимодействию.
По окончании проекта дети с аутизмом при регулярном обучении обретут новые навыки коммуникации и социального взаимодействия, которые позволят им успешно социализироваться в обществе, что подтвердится заключительным тестированием ребят.
Публикации о реализации проекта
06.04.2025 | Гранты |