Тестирование базовых навыков

Чтобы составить для ребенка с РАС индивидуальную программу занятий, нужно сначала протестировать его, понять, чему его нужно учить в первую очередь. Ребенку предлагают различные задания, игры и наблюдают, как он с ними справляется – где нужна поддержка, а где учить с нуля.
Перед началом тестирования навыков педагогу необходимо наладить контакт с ребёнком — это важный этап, известный как «руководящий контроль». Для маленьких детей возрастом 1,5–3 года этот процесс может занять от 2 до 8 часов, поскольку малыши часто сильно привязаны к родителям. Чтобы ускорить установление доверия, используются специальные мотивационные игрушки и могут привлекаться родители.
В ходе начальных занятий ребёнку предлагаются лёгкие задания и игры, которые позволяют оценить уровень текущих навыков. Важно наблюдать за тем, как малыш взаимодействует с заданиями, какие действия вызывает затруднения, а какие выполняются легко. Все результаты заносятся в таблицы для дальнейшего анализа.
Особое внимание уделяется способностям ребёнка общаться и просить помощь. Педагог отслеживает, может ли ученик обращаться не только к маме, но и к другим людям, включая взрослых специалистов.
Если ребёнок сталкивается с трудностями выполнения определённых задач, например, не может положить один предмет на другой, несмотря на понимание задания, процесс тестирования временно прекращают. Вместо этого начинают работу над формированием недостающих базовых навыков, таких как умение складывать предметы друг на друга. После освоения этой основы продолжают основное тестирование.
Тестирование в АВА-центре отличаются от стандартных тестов в детских садах или школах. Задания имеют иной формат и структуру, что позволяет глубже оценить способности ребёнка. Поскольку некоторые дети изначально могут не понимать суть вопросов, специалисты показывают и объясняют требуемые действия доступным способом, помогая ребёнку освоиться.
Поговорим более подробно о тестировании навыка имитации.
Если посмотреть таблицу уровней VB-MAPP (инструмент для оценки навыков речи и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями), то на ней наглядно видно, что имитация присутствует только на 2 уровнях развития, но ее вклад в развитие ребенка гораздо масштабнее.
Имитация - это фундамент развития вербального поведения ребенка. С помощью нее запускается речь, усложняются фразовые конструкции ребенка, развиваются навыки визуального восприятия и социального взаимодействия, а еще имитация способствует развитию понимания нового вида подсказок (очень нужный навык, если ребенок зависим от физических подсказок и ждет, когда взрослый начнет выполнять задание за него).
⁉ Какие преграды могут встать на пути развития имитативного поведения ребенка?
1. Ребенок не сотрудничает. Просьбы взрослого о занятии воспринимаются в штыки или игнорируются, даже если это простая короткая инструкция , на выполнение которой требуется 1 секунда времени.
2. Проблемы с совместным вниманием - ребенок не смотрит на модель имитации. Просим повторить похлопать в ладоши вслед за взрослым, а ребенок отворачивается или смотрит в сторону.
3. У ребенка есть моторные сложности к имитации. Например, ребенку тяжело или невозможно совершать действия руками.
❗ Над каждой из этих проблем можно и нужно работать. Поведенческие аналитики прописывают индивидуальные протоколы и помогают детям справиться с преградами.
Навыки имитации:
⓵ уровень
- Ребенок имитирует 20 движений моторики любого типа (имитация с предметом, крупная моторика, мелкая моторика)
- Может спонтанно имитировать поведение других людей в 5 различных ситуациях)
⓶ уровень
- Может имитировать действия с выбором предметов (ребенок выбирает барабанные палочки из набора, в котором также присутствует колокольчик и молоток, и имитирует игру взрослого на барабане)
- Имитирует 20 различных действий мелкой моторики (класс, фигушка, коза)
- Имитирует 10 различных трехкомпонентных последовательностей действий после подсказки "Сделай так" (хлопает в ладоши, потом показывает нос и подпрыгивает; наливает воду из чайника в кружку, мешает ложечкой "чай" и пьет его)
- Спонтанно имитирует 5 функциональных навыков в естественной среде (кушает ложкой, снимает ботинки, вытирает стол)
- Без предварительного обучения имитирует (или пытается) какое-либо новое моторное движение взрослого
✅ Когда мы проводим тестирование навыков ребенка, мы обязательно проверяем имитативные умения. Если они есть - круто, двигаемся дальше! А если где-то есть пробел, обязательно его восполняем, чтобы ребенок не испытывал трудностей в развитии других навыков.
Проект «Передышка для мамы» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
21.04.2023 | АВА-центр |



