Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Найти мотивацию


фото

Еще пару лет назад считалось, что расстройство аутистического спектра (РАС), встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. А значит, ребенок мужского пола более подвержен этому психическому нарушению. Однако позже ученые выяснили, что диагностирование мальчикам проводили в 3-6 раз больше, чем девочкам: многие дети просто не попали в сводки официальной статистики. В АНО «АПЦ РАСсвет» обучаются воспитанники обоих полов. АВА-терапия улучшает поведение ребенка вне зависимости от гендерных различий. Сегодня Екатерина Никулина - куратор «РАСсвета» и по совместительству мама 11-летней воспитанницы Таисии, расскажет об обучении девочки.

- С начала пандемии Тася занималась дистанционно, и на первых порах ей было очень трудно привыкнуть к такому формату. Поэтому долгое время занятия были поддерживающего характера, на онлайн-уроках повторяли то, что успели пройти в центре, закрепляли материал. В конце лета у Таси появились новые навыки самообслуживания: она научилась за самоизоляцию самостоятельно мыть голову, мыть посуду, пылесосить, поливать цветы, протирать пыль с телевизора, тумбочки и стола, раскладывать продукты после похода в магазин, пользоваться гигиенической помадой, дезодорантом, - рассказывает Екатерина Никулина.

У девочки снижено понимание речи, поэтому основной вид подсказок для неё – визуальный. В ванной комнате дома у Таси на стене расположена визуальная поддержка: в картинках изображены части тела, которые нужно помыть. Хотя навык самостоятельно принимать ванну ребенок освоил уже в 9 лет. Также как и навык пользоваться дезодорантом. В это время у Таси начались подростковые изменения в гормональном фоне, увеличилось потоотделение.

- Обучение навыку пользоваться шариковым дезодорантом заняло 3 дня. Сейчас Тася использует его на постоянной основе – после ванной, утром. Принцип обучения этому навыку – формирование цепочки поведения. Если использовать полную физическую подсказку, это будет выглядеть так: правой рукой ребенка нужно взять дезодорант, поднять его левую руку, правой рукой поднести дезодорант к левой подмышечной впадине, сделать мазки вертикальными движениями снизу вверх. Затем поменять руки, - описывает обучение Екатерина Никулина. - Некоторые дети любят на вкус все пробовать, и если ребенок пристрастится лизать шариковый дезодорант, нужно менять его тип: попробовать использовать спрей или кремовый аналог.

Дезодорант для Таси подобрали быстро, поскольку мама девочки не любит ярких ароматов, купили косметическое средство без запаха. Зато с подбором зубной пасты и с обучением навыка чистить зубы возникли трудности.

- Тасю начали учить чистить зубы с 7 лет. Ей не нравился этот процесс изначально, она сжимала челюсти, не давала доступа к зубам. Помогли нам жетоны и метод формирования реакций. Я давала Тасе четкие инструкции: открой рот, возьми щетку, поднеси ко рту, подвигай щеткой с пастой во рту, вытащи щетку. За каждое выполненное действие Тася получала жетон, собрав 10 жетонов – значимое для неё поощрение. Трудность возникала при выборе внешнего вида и вкуса зубной пасты. Иногда Тася лишь взглянув на тюбик, отказывалась им воспользоваться. Мы покупали много разных паст на пробу, то, что не подходило, отдавали родственникам. Пасту брали специальную детскую, которую можно проглотить без вреда здоровью. Сейчас Тася отвергает только мятные пасты, зубная щетка у нее по-прежнему детская, небольшая по размеру и с мягкой щетиной, - говорит Екатерина Никулина.

Как и большинство детей Тася чистит зубы очень быстро, лишь бы скорее закончить неприятную процедуру. Поэтому девочке купили небольшие песочные часы на 2 минуты. Пока песок сыпется вниз, нужно продолжать чистку. Такая визуальная поддержка отличный вариант для всех детей, кто не умеет ориентироваться во времени по обычным часам. Также всегда нужно помнить о мотивации. Ради чего ребенок согласится на неприятную, но необходимую процедуру?

- В более раннем возрасте у Таси были трудности с самостоятельным натягиванием колготок, она надевала их на ступню, но дальше икр дело не двигалось. В итоге Тася освоила навык всего за неделю за счет мотивации: мы говорили, что нужно собираться к бабушке в гости, на прогулку, на качелях или с горки кататься. Тася все это очень любит, поэтому она старалась собраться как можно скорее, - вспоминает Екатерина Никулина.

– Похожая история у нас была с медицинской маской. Мы поехали в гости к бабушке на автобусе, надели маски. В транспорте Тася свою почти сразу сняла. Мы вышли на следующей остановке. Я сказала: «Надевай маску, иначе не поедем к бабушке, а пойдем домой». Тася в конце концов согласилась. Если бы отказалась, мы бы действительно пошли домой, - добавляет Екатерина.

В домашних условиях носить маску Тасю обучали с помощью жетонов: выдавали их не за надевание маски, а за то, что девочка сидела в ней продолжительное время. Сначала давали жетон за 2-3- секунды ношения, постепенно время увеличили до нескольких минут. Теперь, когда девочка выходит из дома, всегда берет с собой маску с полочки в коридоре, и не забывает надевать ее в помещении. Приобретенный с помощью десенсибилизации навык стал полезной привычкой.

Проект информационного марафона реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект десенсибилизации «Без паники! Идем к врачу» реализуется при поддержке Благотворительный фонд Владимира Потанина.

19.11.2020 | |