Стрижка и массаж для детей с аутизмом
Помните смешной советский мультфильм о заросшем шерстью льве, который пришел на стрижку к парикмахеру-журавлю. Птице пришлось хорошенько потрудиться, чтобы подстричь нетерпеливого, непоседливого клиента. Многие дети с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают сильный стресс во время стрижки, и ведут себя не лучше того льва из мультфильма. Кому-то не нравится шум и вибрация машинки или звук стригущих ножниц, кто-то чувствует боль от обычных прикосновений и расчесывания волос, другие могут не любить тактильные ощущения от накидки, полотенца, состриженных колючих волосков или брызг воды из пульверизатора. Причин может быть много, к сожалению, не все дети могут рассказать, что именно их не устраивает. А показать, продемонстрировав нежелательное поведение, вполне. То же касается и такой, казалось бы, приятной процедуры, как массаж. О том, как правильно и постепенно приучать ребенка с РАС к массажу и стрижке расскажут специалисты АНО «АПЦ РАСсвет».
- На подготовительном этапе педагог обучает ребенка сохранять спокойствие, используя высокомотивационные стимулы, позволяющие создать для ребенка комфортную и расслабляющую атмосферу. В такой обстановке воспитанник испытывает положительные эмоции и параллельно обучается понимаю слова #спокойный. Обучение быть спокойным очень важный шаг, без него недопустимо продолжать дальнейшую работу, иначе мы рискуем усугубить страхи ребенка - рассказывает Екатерина Родыгина, руководитель АНО «АПЦ РАСсвет». – На втором этапе выявляются ситуации и объекты, вызывающие у воспитанника эмоциональный дискомфорт и страх. На основании наблюдения и беседы с родителями создается своеобразный алгоритм введения раздражителя в занятия. Например, если триггер – это приближение ножниц к волосам ребенка, то нужно проверить к какому виду этого стимула у него не проявляется эмоциональная реакция. Для этого нужно ответить на вопросы: когда ребенок видит ножницы перед собой, он плачет? Если да, то на каком расстоянии находятся ножницы, когда он начинает плакать? И если ребенок плачет, не важно, на каком расстоянии ножницы – плачет ли он, когда видит эти ножницы на картинке? И т. д. После детальной проработки информации мы переходим непосредственно к десенсибилизации.
- Десенсибилизацию (поведенческая методика для снижения уровня тревожности и страхов) мы применяем в обучении детей, как в самом центре, так и в домашних условиях. Проект десенсибилизации стал возможен благодаря гранту Благотворительный фонд Владимира Потанина. Воспитанник «РАСсвета» Ваня раньше очень боялся ножниц, точнее, их звука и прикосновений во время стрижки. Даже подстричь ногти ему было большой проблемой: он весь сжимался, прятал руки. Родители стригли ребенка ночью, пока мальчик спал. На то, чтобы приучить его к стрижке ушло 2 года, но теперь Ваня хотя и испытывает стресс во время этой процедуры, может с ним справляться и сидеть спокойно, - говорит Елена Михеева, куратор центра «РАСсвет».
Во время занятий на стол, за которым сидел Ваня, инструктор клал ножницы. За то, что мальчик спокойно на них реагировал, он получал жетон. Затем, со временем, их подкладывали все ближе к ребенку. Следующий этап – Ване давали инструкцию – дотронуться до ножниц, за выполнение он получал жетон. Потом нужно было дотрагиваться раскрытыми ножницами до кистей рук, предплечья, плеч и головы ребенка… Если в какой-то момент Ваня начинал нервничать, инструктор делал паузу. Например, когда к мальчику поднесли ножницы на уровень плеч, он показал тревогу. Поэтому инструктор на следующем занятии спустился до уровня локтевого сустава.
- Нельзя давить на ребенка, но при этом нужен систематический подход при десенсибилизации. Если вы действительно хотите приучить ребенка спокойно стричься, посещать различных врачей, кабинет массажа, и т.п., раз или два в неделю проводить десенсибилизацию не достаточно. Маленькие шаги нужно делать каждый день. Поэтому важно заниматься с ребенком не только в центре, но и дома, - уточняет Елена Михеева.
Когда Ваня спокойно реагировал на ножницы, находящиеся рядом с его головой, инструктор попробовала отстричь прядку волос. После прохождения этого этапа, мальчик стригся уже без нежелательного поведения. Он привык к ножницам и к новым ощущениям. Однако визуальная поддержка в виде сбора жетонов все еще осталась.
- При обобщении нового навыка мы дополнили его стрижкой с помощью машинки. Так же, как и с ножницами – подкладывали во время занятий ее на стол, давали жетоны, дотрагивались выключенной машинкой до рук и головы Вани. После того, как убедились, что негативной реакции на прибор у мальчика нет, стали включать машинку и подносить ее к руке, ко лбу, к затылку и ушам ребенка. Виски, и область ото лба до макушки мальчик спокойно дает себе подстричь, а вот затылочная часть стрижется за жетоны,- рассказывает Елена Михеева.
В зависимости от уровня развития навыков ребенка, перед стрижкой можно использовать дополнительную визуальную поддержку: показывать карточку с изображением ножниц, машинки, или фотографию парикмахерской и мастера, если стричься нужно не на дому, а в салоне. Также может подойти социальная история в небольших видео или картинках и рассказанная устно, где каждый этап расписывается подробно и сопровождается иллюстрацией. Например: «Сегодня мы пойдем в парикмахерскую, там мы снимем верхнюю одежду и повесим ее в шкаф, ты сядешь на высокое кресло, мастер Ольга наденет на тебя накидку…».
Разумеется,предварительно родителю нужно провести «расследование» в салоне. Чтобы выяснить все подробности и обговорить с мастером детали. Возможно, стоит перед стрижкой несколько раз посетить парикмахерскую, чтобы ребенок привык к обстановке, увидел со стороны сам процесс, просто посидел в зоне ожидания, в кресле, с накидкой и без нее.
- Можно совмещать неприятные стимулы (звук машинки, ощущение чужих прикосновений к голове) с приятными – давать перед началом стрижки ребенку в руки любимую игрушку, книжку, гаджет с мультфильмом. А после стрижки всегда необходимо давать поощрение. Например, наш воспитанник Игорь очень любит кальмаров. Но получает он их только после стрижки, - объясняет Елена Михеева.
Массаж дети с РАС тоже могут сложно переносить из-за сенсорных ощущений. При работе с ребенком инструктор создает необходимые условия и делает базовый замер, выясняя, с какого этапа начинается нежелательное поведение. Если воспитанник спокойно ложится на кушетку, но не дает притронуться к себе, десенсибилизацию начинают проводить именно с этого момента: с легких касаний и поглаживаний. В процессе приучения к массажу также можно подключить социальные истории и визуальное расписание для поддержки, либо показывать примеры других людей.
- Чтобы научить ребёнка спокойно реагировать на массаж, я укладываю его на мат, на живот, 5-10 минут делаю легкие поглаживания, чтобы он привык лежать в такой позе. Ребенок получает социальное поощрение в виде похвалы – «Молодец, хорошо лежишь, спокойно». Привыкание к процессу происходит за 2-3 дня. Постепенно время увеличивается до 30-40 минут. Во время занятий с детьми я подбираю приятные им стимулы. Вадим смотрит мультфильмы по телефону во время десенсибилизации, Владу включаю релаксирующую музыку, свет приглушаю, иногда включаю диско-шар, чтобы по комнате разноцветные огоньки кружились, многим ребятам это нравится, они получают удовольствие от этих сенсорных ощущений, - поделилась опытом Дарья Шульга, ассистент фитнес-инструктора АНО "АПЦ РАСсвет".
Проект информационного марафона реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
15.11.2020 | Скорая помощь |