Домашние уроки гигиены
Вы замечали, что дети с аутизмом по-разному себя ведут дома, в гостях, на учебе или в детском саду. Ребенок может стараться при чужих людях, выполнять все задания в школе или слушаться воспитателя, а затем дома устраивать одну за другой истерики от переутомления. Другой, напротив, может сосредоточиться и контактировать лишь в привычных условиях в кругу семьи, а в незнакомых местах его будет накрывать волной паники. В АВА-терапии есть правило: обобщать навыки ребенка, проигрывать одну и ту же ситуацию в разных местах, с разными людьми, чтобы закрепить полученные знания. Это значит, что одних занятий с инструктором в развивающем центре не достаточно, те, кто постоянно находятся рядом с ребенком: родители, бабушки с дедушками, няня, должны работать в команде с педагогом, использовать те же принципы воспитания и обучения. Поэтому на частных консультациях в АНО «АПЦ РАСсвет» и на семинарах для родителей и специалистов сотрудники центра всегда обращают внимание на то, что родственникам детей с аутизмом необходимо изучить начальную базу прикладного анализа поведения.
Сегодня в рамках информационного марафона об успехах воспитанника нашего центра Влада расскажет его мама, а также учредитель и специалист АНО «АПЦ РАСсвет» Елена Шапилова. Чтобы самостоятельно заниматься с сыном, Елена прошла три дистанционных курса обучающей программы подготовки специалистов по Прикладному Анализу Поведения уровня ВСаВА.
- Владу 8 лет, с помощью методов АВА он обучается не только речевым и академическим навыкам, но и навыкам гигиены и самообслуживания. Как и у большинства наших детей, у Влада самостоятельно (методом проб и ошибок) формировались только навыки в той деятельности, которая является мотивационной. Например, он рано научился самостоятельно одеваться и обуваться, т.к. очень любил игру "вытащить всё из шкафа и примерить на себя". В более позднем возрасте самостоятельно научился застегивать пуговицы и гладить свои вещи, т.к. эта деятельность также была мотивационной. Но со многими другими навыками самообслуживания и гигиены дело обстояло гораздо сложнее. Навык сморкаться, мыть руки, чистить зубы и многие другие дались не просто. Некоторые проблемы есть до сих пор, но мы над этим работаем в центре и дома, - рассказывает Елена.
Во время весенней самоизоляции дистанционные индивидуальные и групповые занятия со специалистами центра позволили поддерживать и обобщать уже освоенные на очных занятиях вербальные и академические навыки Влада, благодаря чему они не были утрачены. Также дома родные мальчика продолжали работать над формированием и улучшением его бытовых и гигиенических навыков. Например, отрабатывали навык мытья рук. Ранее цепочка поведения "мыть руки" уже была сформирована у Влада, но для "современного" смесителя, а при использовании смесителя с "барашками", Влад постоянно пропускал звено "включить горячую воду". С этой проблемой помогли справиться визуальные подсказки с изображением всех звеньев цепочки, которые прикрепили над раковиной. Визуальные подсказки висят над каждой раковиной и в центре, это помогло после выхода из режима самоизоляции успешно обобщать навык и там.
- В настоящее время мы работаем над усовершенствованием навыка чистить зубы. Все звенья в цепочке Влад выполняет самостоятельно, но процесс этот длится недолго. Поэтому мы стараемся увеличить время чистки зубов и улучшить качество исполнения, используя метод формирования реакции, - делится своей историей Елена.
- Владу, как и другим детям с аутизмом, сложно даются навыки формирования спокойного отношения к различным медицинским манипуляциям и гигиеническим процедурам. Например, мы долго работали над его терпимостью к стрижке. Сначала мы научили Влада спокойно относиться к стрижке ножницами. Следующим шагом была стрижка машинкой. У Влада есть страх - он боится "жужжащих" звуков, будь то шмель, газонокосилка, фен или машинка для стрижки. И одним из наших последних достижений стала возможность стричь волосы машинкой и сушить феном. Пока еще не очень продолжительное время, но Влад позволяет это делать без криков и слёз. Сейчас мыработаем над увеличением продолжительности, постепенно наращивая время этих процедур. А благодаря недавно приобретенным для проекта десенсибилизации медицинским инструментам и оборудованию, надеемся с помощью наших специалистов также успешно справиться с боязнью стоматологических манипуляций, - добавляет Елена Шапилова.