Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Развитие самозанятости у ребенка с аутизмом


фото

Чем занят маленький ребенок в течение дня? У него, как и у взрослого 1000 дел: гулять, играть в игрушки, рисовать на бумаге и других доступных поверхностях, находить конфеты и всякие мелкие штуки, которые хочется проглотить или засунуть в нос, рассыпать по дому все, что рассыпается, примерять родительские вещи и обувь, бегать, петь, танцевать, устраивать представление… Всего не опишешь. Причем, все эти дела, так или иначе, развивают малышей, и родительское терпение тоже. Другой ответ будет, если ребенок нейроотличный. Дети с аутизмом, если с ними специально не заниматься, скорее всего, будут повторять одно и то же: открывать и закрывать двери, трясти руками, кружится, пересматривать любимую песню или заставку в мультфильме, вокализировать, крутить колеса у машинки, облизывать свои ладони и выполнять другие подобные аутостимулятивные действия. Аутостимуляция имеет навязчивый характер, она проявляется особенно ярко, когда ребенок волнуется или, напротив, получает удовольствие от этих действий или звуков.

- Дети с аутизмом во время аутостимуляций получают сенсорное удовольствие, но не развивают свои социальные навыки. Такое поведение тормозит их развитие в целом в дальнейшем. С ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) необходимо регулярно заниматься, корректировать поведение, обучать полезным навыкам. Понятно, что не у всех родителей есть средства нанимать специалистов для развивающих занятий, и времени на подобные уроки после работы или домашних дел у них остается немного. Поэтому важно формировать у ребенка навык самозанятости,- рассказывает Елена Михеева, специалист АНО «АПЦ РАСсвет».

Самозанятость – это не про форму уплаты налогов, а про то, что будет делать ребенок, когда с ним рядом не будет взрослых: воспитателей, родителей, педагогов. Чтобы он не зацикливался на стереотипных движениях и созерцании улицы в окне, нужно научить его заниматься чем-то развивающим и полезным.

- Для примера возьмем воспитанника нашего центра Ваню: мальчик любит смотреть мультфильмы на планшете и компьютере, болтать руками. Если позволить, он будет заниматься этим весь день. Наша задача, расширить сферу его интересов, показать, что вокруг есть много всего любопытного. При этом педагог не должен давить на ребенка, занятия нужно подбирать индивидуально, исходя из возможностей конкретного воспитанника. Начинать лучше с небольших и нетрудных для ребенка заданий. 2 года назад Ваня складывал разрезанные картинки из 2-3-х частей. Сейчас он самостоятельно собирает пазлы из 35 деталей. К тем же цифрам он раньше не проявлял интерес, но надо было готовить его к школе, и в его программу обучения ввели легкие математические задания. Оказалось, что мальчик с удовольствием запоминает цифры и выполняет задания с ними. Цифры стали для него мотивационным стимулом, теперь с их помощью можно обучать Ваню чему-то новому, тому, к чему у него пока нет интереса, - объясняет Елена Михеева.

Итак, с чего начинать работу над самозанятостью? С задания, которое ребенок гарантированно сможет сделать сам, чтобы у него было ощущение успеха во время выполнения занятия. Это может быть маленькая пирамидка, сортер, вкладыши с формами, животными или машинками, 2-х составные пазлы, шнуровка, раскладывание крупных бусин по цветам, раскраска, и т.п. Конечно, стоит выбирать тот тематический материал, к которому ребенок проявляет интерес. Например, если он интересуется древними рептилиями, можно дать ему раскрасить трафарет с формой динозавра, или приклеить на изображение динозавра шарики из пластилина, чтобы получилась аппликация. После успешного окончания задания, ребенок получает поощрение: что-то вкусное, любимую игрушку, игру (щекотку, догонялки, прыжки на батуте и т.д.) на выбор и похвалу от взрослого.

Постепенно заданий становится больше, их дает уже не педагог, учебный материал ребенок забирает сам со стола: либо это отдельные коробки с приклеенной картинкой, обозначающей, что внутри, либо это папки, также с визуальным расписанием задания на обложке, либо задания разложены по порядку на полке или столе. В зависимости от возраста ребенка и уровня развития его навыков, визуальная поддержка занятия может быть в письменной форме, тогда визуальное расписание будет состоять из слов, или же из картинок.

- Я рекомендую вместе с визуальным расписанием вводить карточку «всё»: когда задание выполнено, ребенок приносит такую карточку инструктору, и это символизирует окончание работы. Педагог должен постепенно отдаляться на расстояние во время выполнения самостоятельного задания, сначала отсаживаться от стола, потом отходить в другой угол комнаты, чтобы затем, уже в домашних условиях мама или папа могли дать ребенку задание и выйти в другую комнату по своим делам. Окончив работу, ребенок приносит родителю карточку «всё», взрослый, таким образом, может отследить время выполнения задания и будет знать, что сейчас нужно либо продолжить обучение, либо сменить вид деятельности, - говорит Елена Михеева.

Максимальное количество контейнеров или коробок с заданиями на самозанятость – 5. Постепенно занятия меняются, усложняются и разбавляются не только мотивационными. Например, если ребенку нравится рисовать, но не нравится писать прописи, то ему предложат сделать и то и другое. А так как цепочка поведения уже сформирована, он выполнит всю работу. Главное, чтобы задания не были сверхсложными или непонятными.

- С дошкольного и младшего школьного возраста мы начинаем развивать навыки самозанятости в бытовой сфере, так как у детей с аутизмом, так же как у их нейротипичных сверстников должны быть домашние обязанности: вынести мусор, накормить кошку, пылесосить дорожки, мыть пол и т.п. Нагрузка зависит от возраста и физических возможностей ребенка. Воспитанник центра Влад в свои 9 лет научился, благодаря занятиям ава-терапией аккуратно складывать свои вещи в шкаф. Это был запрос родителей, навык полезный для повседневной жизни. Начали работу мы с ним с того, что научили ребенка складывать трусы, затем – футболки, рубашки. У мамы заранее спросили, как выглядит его шкаф, чтобы понимать, какую топографию в цепочке мы должны сформировать, - рассказывает Елена Михеева.

Развитие самозанятости в идеале перерастает в какую-то профессиональную деятельность. Ребенка учат выполнять самостоятельно определенную последовательность действий без подсказок и помощи со стороны. Конечно, лучше, чтобы какая-то визуальная поддержка осталась. Тот же список дел, который и мы сами составляем себе порой, для людей с РАС может помочь снять тревогу и уменьшить стресс.

О развитии других необходимых навыков у детей с аутизмом читайте в рамках нашего информационного марафона при поддержке Фонда президентских грантов.

27.10.2020 | Скорая помощь |