Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Особенность, как преимущество


фото

Каждый день мы ощущаем жизнь через зрительные образы, запахи, прикосновения и звуки. Нас окружает море информации, которую мы учимся расшифровывать буквально с пеленок. С каждым годом наш информационный опыт растет, и то, что удивляет ребенка, например, смена сезонов, первый снег, для взрослого – привычная картина мира. А теперь представьте, что человек может сконцентрироваться только на одном канале восприятия, а когда подключаются другие, концентрация наоборот падает. Как нейротипичному школьнику помогает усваивать урок одновременно лекция педагога со зрительным контактом глаза в глаза, презентация на доске и запись правил в тетрадь, так ученику с расстройством аутистического спектра (РАС) такое обилие информации напротив скорее помешает понять тему занятия.

Специалист АНО «АПЦ РАСсвет» Мария Максимова расскажет об особенностях визуального восприятия у детей с РАС, в рамках информационного марафона программы «Скорая помощь для детей с аутизмом и их семей» при поддержке Фонда президентских грантов.

- Визуальное восприятие - это способность различать визуальные стимулы. Этот канал восприятия, как правило, является ведущим в распознавании информации у детей с аутизмом. Например, не вокальный воспитанник центра Ваня очень силен в обучении на основе визуального восприятия, он буквально с первых примеров запоминает новый материал. Именно визуальное восприятие влияет на выбор формы общения: когда неговорящий ребенок может успешно пользоваться альтернативной системой коммуникаций PECS, используя карточки, - рассказывает Мария Максимова.

Дети с РАС могут с легкостью замечать, что книги на полке лежат не по порядку или что предметы на столе расположены по-другому. Способность сосредотачиваться на мелочах и замечать последовательности - особенность визуального восприятия у детей с аутизмом, которая в будущем может стать их преимуществом: сделает взрослых людей с РАС с высоким уровнем навыков способными к работе, ориентированной на детали. Поэтому развитие навыков визуального восприятия - основа для успешного обучения другим важным навыкам, таким, как поведение слушателя, такт (называние, описание предметов и событий) , интравербальное поведение (навык отвечать на вопросы, вести диалог).

- Для развития навыков визуального восприятия применяются упражнения на сопоставление идентичных предметов и картинок, сопоставление похожих (неидентичных) предметов и картинок, сопоставление картинки и предмета. Ведь если ребенок не умеет сопоставлять одноименные визуальные стимулы (разного вида машинки, разного вида кошек), то мы не сможем обучить его различению стимулов. Потому что кошкой для него будет именно та кошка, которую он выучил на картинке. Впоследствии детей с аутизмом обучают сопоставлять предметы или картинки, имеющие одинаковые свойства (цвет, размер, форму и др.), функции или категории, - делится опытом Мария Максимова.- К навыкам визуального восприятия относятся также умение собирать картинки из нескольких частей, а также умение спонтанно соотносить любую часть своей работы с аналогичной частью работы сверстника. Например, сверстник построил башню из красных блоков, и ребёнок с аутизмом выбирает красные блоки для своей башни. Умение собирать различные модели из различных материалов, а также сортировать предметы по категориям, например, обувь, одежда, еда, животные и т.д.

Метод обучения сопоставлению визуальных стимулов основан на постепенном увеличении стимулов для сравнения - от 3 до 8 и более, постепенное усложнение навыка (от одинаковых до похожих картинок, затем до связанных по ассоциации и т.д.), обобщении навыков в быту (сортировка столовых приборов, одежды, грязного и чистого белья). В дальнейшем этот навык помогает развивать самозанятость ребенка: собирать пазлы, детали конструктора по образцу без речевых инструкций, физической подсказки и постоянного присутствия взрослого.

Работа над визуальным восприятием может быть использована для развития навыка глобального чтения, и для введения и использования визуального расписания – что также увеличивает самостоятельность удетей с РАС и снижает их тревожность, нежелательное поведение, а значит, улучшает качество жизни ребенка.

22.10.2020 | Скорая помощь |