Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Диалог с родителями


фото

«Он ударился головой в младенчестве?», «Его нужно лучше воспитывать», «Я слышал про аутизм, это модный диагноз», «Заставьте его замолчать», «Оставили бы ее дома, она тут всех распугает» — это лишь немногие фразы, которые слышат родители детей с аутизмом в общественных местах и в домашнем кругу. Непрошенные советы, неуместные комментарии, назойливое любопытство или напротив, нарочитое игнорирование – реакция может быть разной. Научиться спокойно отвечать на подобные высказывания трудно. Здесь помогает психологическая поддержка, время и регулярная практика.

Своим опытом выстраивания диалога с нейротипичными детьми и их родителями поделилась Елена Михеева, мама ребенка с РАС и соучредитель «РАСсвета».

- Моему сыну Ване 10 лет, он не избегает общения с другими людьми, но не может говорить – пользуется системой альтернативной коммуникации PECS. У него есть особенности в поведении, их трудно не заметить. Когда мы приходим на спортивную площадку, где дети играют в футбол, Ване тоже хочется погонять мяч со всеми. Поскольку он не может сказать об этом и не понимает всех правил игры, я ему помогаю: знакомлю ребят с сыном, коротко рассказываю о его диагнозе и особенностях, прошу включить его в игру на определенных условиях. Например, Ваня может поиграть с детьми во время их перерыва между матчами. Такой расклад устраивает всех. Нельзя настаивать, на том, чтобы нейротипичные дети играли с ребенком с РАС, но надо создать такую ситуацию, чтобы им было весело вместе. Дети со временем привыкают к ребенку с особенностями развития.

- Если вы пришли на игровую площадку и у вашего ребенка началось проблемное поведение, нужно объяснить находящимся рядом родителям и детям, что у ребенка аутизм, и его поведение связано с конкретной причиной. Например, я говорю: «Ваня машет руками, когда волнуется, сейчас он успокоится и перестанет, мы с ним продолжим игру».

- Реакция родителей бывает разная, некоторые быстро собирают своих детей и уводят их с площадки. На моей практике было пара таких ситуаций. Но в основном понимающе относятся. Важно в первую очередь выстроить диалог со знакомыми родителями, с которыми вы постоянно видитесь на площадках, в детском саду или школе. Сделать это проще, чем с совершенно незнакомыми людьми.

- Когда родители нейротипичных детей видят, что ребенок с РАС находится под постоянным присмотром и контролем своих родителей, их уровень тревожности за своих детей снижается. Они понимают, что ничего страшного не произойдёт.

- Родителям детей с особенностями развития нужно учиться рассказывать об аутизме простым языком, постепенно подключать своего ребенка к жизни в обществе: в школе, детском саду, на игровой площадке, в поликлинике, кафе и других местах, где дети с РАС имеют возможность взаимодействовать с другими людьми, которые ничего не знают об этом диагнозе.

Проект реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".

27.07.2022 | Подготовка к школе |