Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Развиваем коммуникацию и эмоциональный интеллект


фото

Вы знаете, что в некоторых иркутских детских садах есть разновозрастные группы? Это полезный опыт как для малышей, так и для ребят постарше. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, развивает свой эмоциональный интеллект, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но учится понимать других людей.

Коммуникативные группы в "РАСсвете" посещают дети от 3 и до 12 лет. Кто-то из них общается преимущественно с помощью карточек PECS, кто-то болтает без умолку, но и тем и другим нужна помощь в освоении навыка коммуникации. С нашими учениками занимается индивидуально и в группе психолог Анна Олеговна Леонтьева. Сегодня делимся её советами по работе над навыком коммуникации у детей с аутизмом и другими особенностями развития.

Чтобы научить ребёнка взаимодействовать с другими людьми, надо сначала узнать, где и с кем ему приходится общаться обычно или подготовить к конкретным условиям взаимодействия в будущем. Итак, мы определяем место: детский сад, игровая площадка, дополнительные занятия, поликлиника, магазин, общественный транспорт, посещение гостей и т.п.

Затем смотрим на категории отношений, с кем ребёнок общается: родители, сестры/братья, другие родственники, воспитатели, одногруппники/одноклассники, врачи, продавцы...

Следующий шаг: проигрывание различных ситуаций через социальные истории, картинки, сюжетные игры с игрушками, на которых мы проговариваем возможные диалоги. Если у ребёнка есть проблемы в общении, то с помощью диалогов работаем над ними.

Например, один наш 6-летний ученик начинает кричать и падать на землю или пол, когда кто-то чужой обращается к нему с замечанием по поводу его поведения (громких разговоров, бега по коридорам). На занятии мы берём с ним игрушки, и показываем мальчику через их диалог, как себя вести правильно. Даём подсказки, проговариваем фразы, просим повторить, в другой раз задаём наводящий вопрос, говорим: "Теперь твоя очередь спрашивать". Важно подбирать разные фразы, чтобы не закреплять шаблонную речь.

На занятиях с детьми с нарушениями речи, интеллекта, больше работаем с действиями, даём физические подсказки. Если ребёнок бьёт других детей для привлечения внимания, надо показать ему, как приглашать в игру с помощью жестов, карточек. Создавать игровые ситуации и увлекать детей в них.

Также важно научить ребёнка различать свои и чужие эмоции. Сперва учим, какие эмоции существуют по картинкам, тренируется с зеркалом, показываем видео, гифки, фото людей, усложняет задачу постепенно.

Проект "Социальные навыки и альтернативная коммуникация как основа инклюзивного образования для детей с РАС" реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".

20.05.2022 | Подготовка к школе |