Проект "Движение вверх! Социальная адаптация и развитие физического потенциала детей с аутизмом"

Цель проекта:
Создание условий социальной адаптации и укрепления физического здоровья после длительного периода вынужденной самоизоляции детей с расстройством аутистического спектра города Иркутска посредством применения обучающих поведенческих технологий в занятиях физической культурой и спортивных состязаниях с последующим распространением опыта среди родительского и педагогического сообществ.
Задачи:
1. Создать безопасную обучающую среду с использованием спортивного и сенсорного оборудования для проведения занятий адаптивной физкультурой с не менее 20 детьми с расстройством аутистического спектра.
2. Провести не менее индивидуальные очные или дистанционные занятия физкультурой с детьми с РАС с постепенным включением в групповые занятия с нейротипичными детьми для предотвращения утраты физической формы и навыков социальной коммуникации в период пандемии.
3. Провести не менее двух инклюзивных спортивных эстафетных состязания с участием 26 детей с нейротипичным развитием и с расстройством аутистического спектра для обобщения навыков коммуникации и социального взаимодействия.
4. Распространить опыт применения методов прикладного анализа поведения в занятиях физкультурой с детьми с аутизмом среди 50 родителей и специалистов в области детского спорта путем проведения практического тренинга.
Краткое описание:
Настоящий проект направлен на физическую реабилитацию и социально-психологическую адаптацию детей с РАС с применением методов прикладного анализа поведения (ПАП). Команда «АПЦ РАСсвет» практикует ПАП на занятиях физкультурой уже 2 года, за это время воспитанники укрепили здоровье и научились взаимодействовать с педагогами и сверстниками, несмотря на фобии к смене помещения, звукам, посторонним людям.
На первом этапе проекта - тестирование навыков и физических возможностей детей с РАС в возрасте от 5 до 14 лет, по его итогам составлены индивидуальные программы для очных либо дистанционных индивидуальных занятий физкультурой. Важным аспектом проекта является создание безопасных обучающих условий, что позволило детям быстро влиться в учебный процесс.
На индивидуальных и групповых занятиях использовано современное спортивное и сенсорное оборудование - это усилило мотивацию на тренировках и сделало программу обучения максимально разнообразной и полноценной. В летний период прошли 2 спортивных соревновательных мероприятия с участием детей с РАС и их нейротипичных сверстников. На них ребята с аутизмом обобщали навыки социального взаимодействия, коммуникации и командной игры.
Достигнутые результаты:
Выступление на конференции "Мир добрыми глазами" (ИОООРДОВ "Радуга" и ИРО МОО "Равные возможности«). Инструктор по АФК Дарья Бабкина рассказала об организации спортзанятий для детей с аутизмом, с использованием Прикладного анализа поведения - средствами визуальной поддержки, помогающими усваивать задания и успешно развивать физические способности, визуальное восприятие, математический счёт и даже речь!
Занятия с психологом: 20 детей с РАС прошли регулярные занятия с психологом для коррекции нежелательного поведения, возникающего на занятиях по физкультуре. Игры, ставшие поощрением на этих занятиях, перекочевали в спортзал центра.
Были проведены летние эстафеты - соревнования на детской площадке, оборудованной тренажёрами для общего пользования. Использовали также и оборудование с помощью которого дети, участники проекта, на занятиях АФК осваивали специальные упражнения: эстафетные дорожки с препятствиями.
В спортивном зале «РАСсвета» проходили специальные занятия в минигруппах для социальной адаптации и развития физического потенциала детей с аутизмом. Во время индивидуальных уроков к выполнению заданий постепенно подключаются нейротипичные сверстники, сначала на 15 минут, а затем и на весь урок – 40 минут.