Проект "Центр развития инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра по модели "Ресурсный класс"

Цель проекта:
Усовершенствование и масштабирование инклюзивного образования по модели «Ресурсный класс» для детей с расстройствами аутистического спектра в городе Иркутск и Иркутском районе п. Молодежный, путем внедрения научно обоснованных поведенческих технологий в образовательный процесс и передаче опыта специалистам и родителям, столкнувшимся с проблемой обучения детей с РАС.
Задачи:
1. Улучшить качество образования учеников ресурсного класса путем усовершенствования практических и теоретических знаний у педагогов АНО "АПЦ РАСсвет" и расширения материально-технической базы для создания учебной среды на занятиях с детьми с РАС.
2. Создать условия для обучения по модели "Ресурсный класс" специалистов и родителей, столкнувшихся с проблемой образования детей с РАС, путем разработки вспомогательных учебных материалов и организации вводных семинаров и тренингов.
3. Повысить компетенции специалистов в государственной системе образования путем обучения по разработанной программе развития инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра по модели ресурсного класса.
4. Развить инклюзивную культуру у участников образовательного процесса (ученики начальных классов, их родители, администрация школы) путем информирования о проблеме аутизма в СМИ, а также на семинарах и уроках доброты.
5. Разработать и реализовать индивидуальные программы обучения для учеников ресурсного класса на основании результатов оценки базовых учебных навыков ребенка, его поведенческих особенностей и мотивационной сферы.
Краткое описание:
Проект направлен на решение одной из проблемы, препятствующей созданию инклюзивной системы образования детей с РАС - дефицита педагогических кадров, владеющих эффективными методами обучения таких детей и имеющими опыт практической работы в команде профессионалов, реализующих образовательные программы для детей с РАС.
Ключевые особенности проекта заключаются в создании обучающих условий 8 ученикам ресурсного класса. Для усовершенствования качества учебного процесса повышена квалификация педагогов в области Прикладного анализа поведения на обучающих курсах, тренингах и семинарах, а также организована поддержка образовательного процесса опытным сертифицированным Поведенческим аналитиком ВСВА. В ходе реализации проекта на базе "АПЦ РАСсвет" и СОШ посёлка Молодёжный прошла практическая подготовка специалистов г. Иркутска и Иркутского района, занимающихся обучением детей с РАС и другими нарушениями психологического развития. Акцент в обучении сделан на приобретение навыков практического использования принципов Прикладного анализа поведения, являющегося основой работы модели ресурсного класса.
Достигнутые результаты:
Проведен вебинар "Опыт организации ресурсных классов для детей с РАС в общеобразовательных школах". Организован в партнёрстве с ассоциацией "Аутизм-Регионы". Спикером выступила Анна Устиновская, "Просто другие", г.Казань. Анна поделилась своим опытом организации РК в Казани.
Супервизия и тренинги с Мальтинской Н.А. («Диада+», г.Новосибирск): педагоги ресурсного класса получили консультации по организационным вопросам и стратегиям работы с детьми, проведен анализ проделанной работы, внесены дополнения в учебные и поведенческие планы. Проведенные тренинги были направленны, в первую очередь, на молодых специалистов ресурсных классов. Разбирались темы обучения академическим навыкам детей с РАС в школе. Велись интересные дискуссии, разбирались особые случаи в обучении детей с использованием методов прикладного анализа поведения.
Проведен семинар "Проблемы инклюзивного образования для детей с РАС в городе Иркутск. Методы внедрения модели "Ресурсный класс" в образовательный процесс". Спикер - олигофренопедагог, поведенческий аналитик Елена Михеева рассказала что такое инклюзия, о плюсах инклюзивного образования как для детей с РАС, так и для их нейротипичных сверстников .
43 педагога АНО «АПЦ Рассвет» и ресурсных классов повысили квалификацию в АВА, что качественно отразилось на обучении детей с РАС и передаче опыта специалистам.
8 детей с РАС согласно результатам ABLLS-R (в среднем на 19 баллов) адаптировались к образовательной среде, что улучшило качество обучения в ресурсных классах, а 2м детям дало возможность обучаться со сверстниками в регулярном классе.
215 детей регулярных классов, родители и администрация школы, принявшие участие в мероприятиях проекта, согласно опросу стали не просто терпимее относиться к детям с РАС, а рады сотрудничать с такими детьми, сверстники приходят поиграть с детьми с РАС на переменах и самостоятельно вовлекают их в игру без участия взрослых, что способствует развитию инклюзивной культуры у участников образовательногопроцесса.
Очные супервизии повысили качество образования в ресурсном классе. Статьи и семинары привлекли общественность, озвучили существующую проблему образования для детей с РАС, дали толчок к развитию инклюзивной среды. Благодаря обучающей программе повышены компетенции педагогов, работающих в образовательных учреждениях, по работе с детьми с РАС, а также увеличилось количество специалистов, обладающих знаниями по развитию инклюзивного образования для детей с РАС, благодаря чему мы смогли создать дополнительно 2 ресурсных класса в Иркутске и Иркутском районе.