Проект "Сам себе помощник" (2025)

Цель проекта:
Развить функционально-бытовые навыки у 20 детей с РАС 2-12 лет г. Иркутска с помощью проведения индивидуальных занятий с применением принципов Прикладного анализа поведения, направленных на снижение преград в обучении и последующего формирования навыков самообслуживания, личной гигиены и бытовых навыков.
Задачи:
1. Преодолеть преграды обучения, мешающие формированию функционально-бытовых навыков у 20 детей с РАС
2. Сформировать и развить функционально-бытовые навыки у 20 детей с РАС при организации индивидуального сопровождения в АНО «АПЦ Рассвет»
3. Обеспечить эффективным сопровождением родителей детей с РАС в процессе формирования функционально-бытовых навыков детей.
4. Обобщить приобретенные функционально-бытовые навыки детей с РАС
Краткое описание:
Проект «Сам себе помощник» направлен на развитие самостоятельности и независимости детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) Иркутской области в возрасте 2-12 лет через формирование и развитие функционально-бытовых навыков (самообслуживания, личной гигиены, бытовых навыков), а также дальнейшего обобщения и переноса этих навыков в условия естественной среды на индивидуальных занятиях с применением Прикладного анализа поведения (ПАП). На занятиях планируется комплексный подход, включающий оценку текущего уровня сформированности навыков развития и преград обучения ребенка с РАС по протоколам VB-MAPP и/или протокола оценки функциональных навыков AFLS (выбор соответствующего инструмента определяется возрастом и существующими преградами освоения навыков у детей с РАС, AFLS также в некоторых случаях используется, как вспомогательный инструмент к VB-MAPP). На основе результатов тестирования будут разработаны индивидуальные программы развития на каждого ребенка для возможности построения индивидуальной стратегии обучения, учитывающие их особенности и включающие обучающие протоколы развития навыков, чек-листы, что позволит своевременно замечать текущие изменения и вносить коррективы для формирования и дальнейшей динамики развития навыков функционально-бытовых навыков.
В процессе формирования навыков детей на занятиях в АНО «АПЦ РАСсвет» для 20 родителей детей с РАС, участвующих в проекте, пройдут индивидуальные консультации по возникающим вопросам, а также индивидуальные практические стажировки, обучающие базовым методам Прикладного анализа поведения для возможности сопровождения детей с РАС в и дальнейшего переноса освоенных функционально-бытовых навыков в условия естественной среды. Кроме того, для повышения осведомленности родителей детей с аутизмом опубликуются вовлекающие статьи об успехах ребят, методах обучения самообслуживанию, о предстоящем мероприятии - празднике «Федорино горе», на котором дети смогут отработать и продемонстрировать приобретенные навыки в среде, приближенной к естественным условиям, а также будут даны рекомендации по поддержанию и развитию приобретенных навыков в естественной среде ребенка. По окончанию проекта при регулярном обучении дети с РАС обретут новые жизненно необходимые навыки, которые обеспечат их возможностью быть более независимыми. А родители обретут новые знания, которые облегчат им уход за ребенком с ограниченными возможностями здоровья.