Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Проект "Центр Прикладного анализа поведения для детей с РАС и их семей"



Статус проекта: завершен
Сроки реализации: 01.11.2018 - 01.08.2019
Источник софинансирования: Фонд президентских грантов

Цель проекта:
Создание эффективной, интенсивной и индивидуальной коррекционно-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра в городе Иркутск с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для дальнейшей адаптации их в обществе сроком реализации 8 месяцев.

Задачи:
1. Материальное обеспечение центра прикладного анализа поведения
2. Увеличение числа обучаемых детей с расстройством аутистического спектра по программе интенсивных не менее 10 часов в неделю индивидуальных занятий и в мини-группах с использованием поведенческих технологий
3. Обучение специалистов методикам прикладного анализа поведения и практическая стажировка на базе Центра Прикладного анализа поведения
4. Распространение информации об эффективных, опирающихся на научные принципы, методиках помощи людям с РАС

Краткое описание:

Проект направлен на подготовку специалистов в области Прикладного анализа поведения с последующим оказанием эффективной помощи детям с РАС и их семьям. В рамках проекта было организовано обучение и стажировка специалистов с высшим педагогическим или психологическим образованием, что предполагает более высокое качество оказываемой ими услуги людям с РАС. Также проект предусматривал развитие собственной волонтерской базы, что в будущем даст возможность пополнять ряды специалистов в области прикладного анализа поведения с практическим опытом работы с детьми с РАС.

В ходе проекта для родителей и специалистов смежных специальностей проводились тематические семинары, а также практические тренинги, в которые войдут предоставление инструкций, моделирование, тренировки и предоставление обратной связи с участием поведенческих аналитиков АВА-центра «Мозаика» из г.Новосибирск.

Структура учебных занятий предусматривает следующие направления:
Индивидуальные занятия, которые проводятся АВА-инструктором с использованием научных методик в области прикладного анализа поведения под кураторством более опытных специалистов. По возможности в присутствии родителей детей с РАС с целью обучения родителей обобщению полученных навыков в естественной и домашней среде. На первых занятиях АВА-инструктор проводит оценку мотивационных условий ребенка, его начальных навыков и устанавливает руководящий контроль. После чего строится индивидуальный план обучения с учетом социально значимых и необходимых ребенку навыков, обновление которого осуществляется постоянно на основании регулярной оценки эффективности вмешательства.

Занятия в минигруппах основаны на мотивации детей и их общих увлечениях, в которых непосредственное участие принимают родители. Группа формируется из 2 человек. Особое внимание уделяется обучению детей взаимодействовать друг с другом, так как детям с аутизмом сложно даётся общение со сверстниками, а также уступать, просить помощи, уметь ждать своей очереди и обобщать сформированные на индивидуальных занятиях навыки.

Достигнутые результаты:

У 10 детей с аутизмом, участвовавших в проекте, положительная динамика в развитии, самообслуживании, речи, снижении неприемлемого поведения, что подтверждается результатами тестирования детей по VB-MAPP до и после реализации проекта.

Проведено 5 очных 3х дневных тренинга с участием поведенческих специалистов из г. Новосибирск. В тренингах принимали участие родители детей с аутизмом, волонтеры и педагоги. Родители получили новые практические умения по работе со своими детьми с аутизмом, специалисты на практике закрепили полученный ранее теоретический материал.

Внесены изменения в планы и чек-листы индивидуальных программ каждого ребенка. Студенты-волонтеры помогали с подготовкой материалов, реализацией тренингов и семинароа, помогали как коммуникативные помощники. Проведено 6 семинаров об основах Прикладного анализа поведения. Общее количество участников 203 человека, что превысило запланированные результаты в 2 раза.

Публикации о проекте