Отчёт за II квартал 2022 года
АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
Средства пожертвования в отчетном периоде были потрачены на оплату стоимости аренды помещения за май 2022 г., что позволило АНО “АПЦ Рассвет” оказывать на постоянной основе помощь по восстановлению, формированию и развитию у 24 детей с РАС академических, бытовых и других жизненно важных навыков, а также принять на интенсивные занятия 15 детей с РАС, что в результате улучшило качество жизни семей, обратившихся за помощью в центр.
Уже девять месяцев идет работа специалистов и ребят в трех коммуникативных группах: дошкольники, PECS и подготовка к школе. Ученики продолжают осваивать основные бытовые и академические навыки, учатся как вести себя на занятиях и как общаться друг с другом и с педагогами. Успехи отмечаются у всех ребят - кто-то перешел на 4 этап освоения PECS, в группе по подготовке к школе дети научились самостоятельно поднимать руку, спокойно сидеть за столом, выходить к доске и возвращаться самостоятельно за парту без проявления проблемного поведения. АВА-инструкторы работают над развитием социальных навыков, в игровой форме ребят учат ходить в магазин, выбирать продукты по списку, тем самым развивая концентрацию внимания и умение пользоваться средствами визуальной поддержки в быту, а дети постарше на занятиях знакомятся с отечественной валютой.
В рамках апрельской информационной кампании, приуроченной ко Всемирному дню информирования о проблеме аутизма, АНО “АПЦ РАСсвет” реализовала ряд мероприятий, среди которых:
🗸 подготовка информационных листков, полезных для родителей детей с РАС. В них обозначены "красные флажки" аутизма: поведение ребёнка, на которое взрослым следует обратить внимание, чтобы затем проконсультироваться у врача
🗸 проведение семинара в День распространения информации о проблеме аутизма на тему коррекции нежелательного поведения детей с РАС "Сотрудничество с Великой Нехочухой"
🗸 проведение семинара "Методы коррекции нежелательного поведения и методы обучения детей с аутизмом посещению медицинских учреждений. Правила общения с детьми с аутизмом" для работников ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России. На семинаре врачи подробно ознакомились с видами тестирования детей и подростков с РАС в системе ПАП, узнали о функциях поведения, причинах нежелательного поведения, методах его коррекции: проактивных и реактивных. Также специалистам МСЭ были даны рекомендаций по установлению сотрудничества с ребёнком с РАС. В семинаре участвовало более 60 специалистов со всей области (очно и дистанционно)
🗸 3 выхода в эфир на различных радиостанциях:
1. На волнах станции «МАЯК. Иркутск» в программе «Антистресс» вышел сюжет об открытии и работе ресурсных классов Иркутска и Иркутского района. Интервью об инклюзивном образовании с Еленой Михеевой, соучредителем АНО «АПЦ РАСсвет", олигофренопедагогом, учителем ресурсного класса в школе посёлка Молодёжный
2. На радио "Шансон" прошел эфир с руководителем “АПЦ РАСсвет" Екатериной Родыгиной и куратором центра Евой Айвасс на тему проблем аутизма, развития инклюзивного образования и общества в целом
3. На радио «МАЯК. Иркутск» в программе «Акценты» состоялось интервью с Еленой Михеевой, соучредителем АНО «АПЦ РАСсвет", олигофренопедагогом, учителем ресурсного класса в школе посёлка Молодёжный. Елена рассказала о том, с какими проблемами сталкиваются родители детей с аутизмом школьного возраста, что необходимо для создания инклюзивного образования, что такое ресурсный класс и как его открыть
🗸 проведение лекций об аутизме “Уроки доброты” для учеников начальных классов школ поселка Молодежный, поселка Луговой и микрорайона Лесной. Уроки доброты проводят педагоги ресурсных классов (учителя, тьюторы, психологи) с целью способствовать развитию у нейротипичных детей доброжелательного отношения к нейроотличным сверстникам, понять их и принять в свой круг, а также создать комфортные условия для общения учеников с аутизмом и их сверстников из параллели.
Закончен учебный год в трех ресурсных классах (далее РК) школ пос. Молодежный, пос. Луговой и микрорайона Лесной. В РК пос. Луговой проведена колоссальная работа над развитием у первоклашек самостоятельности в рамках уроков по социально-бытовой ориентации (дети сами снимают и надевают верхнюю одежду, складывают аккуратно физкультурную форму, перед началом урока выкладывают без напоминаний из рюкзака нужные школьные принадлежности и перед уходом домой складывают все обратно). На начальном этапе обучения у всех учеников были проблемы с просьбами: они не просили помощь, когда она им требовалась, не говорили какое поощрение хотят получить, кто-то не мог сообщить, что хочет в туалет или показать, что ему нужен перерыв. К концу учебного года у детей огромный прогресс в коммуникативных навыках, специалистам удалось справиться почти со всеми существующими проблемами. Сейчас многие ученики могут заниматься все 40 минут урока, а начинали всего с 10-15 минут. Некоторые ученики освоили учебное поведение, другим ещё требуется поддержка тьютора, чтобы вовремя поднять руку, выйти к доске или ответить на вопрос учителя. Двое учеников РК микрорайона Лесной по итогам тестирования были переведены во вторые регулярные классы. Ещё двое ребят также стали второклассниками, но остались в своём ресурсном классе. Остальные ученики продолжат обучение по пролонгированной программе первого класса, они будут также посещать уроки со сверстниками, играть и общаться с ними на переменах. В РК школы поселка Молодежный все 8 учащихся прошли итоговое тестирование по ABLLS-R для оценки успешности освоения индивидуальных программ обучения и были переведены во второй класс.
В отчетном периоде был проведен вебинар об опыте внедрения модели "Ресурсный класс" в Иркутской области. Спикер Елена Шапилова, поведенческий специалист, соучредитель АНО "АПЦ Рассвет" рассказала историю открытия ресурсных классов в регионе, о формах организации образовательного процесса в ресурсном классе, о методах и приемах обучения, а также обсудила с участниками успешные кейсы по формированию академических, поведенческих и социальных навыков.
В мае 6 сотрудников "РАСсвета" прошли стажировку в АВА-центре "Раскраски" в Пятигорске. Тема обучения - тестирование по протоколам VB-MAPP и ABLLS-R, которые используются специалистами для определения дефицитов детей, отслеживания динамики развития навыков в процессе обучения. На стажировке специалисты "АПЦ РАСсвет" обменялись опытом с коллегами из других центров, а также получили профессиональную поддержку супервизора Оксаны Строгановой, поведенческого аналитика ВСВА. В рамках стажировки проходил двухдневный тренинг, на котором специалисты практиковались в тестировании навыков учащихся "Раскрасок", обучились альтернативным способам развития навыка имитации.
В то же время стажировку в московском центре "Мой солнечный мир" под руководством Натальи Малиновой, сертифицированного поведенческого аналитика и супервизора CBA-S, прошла Дарья Евдокимова, АВА-инструктор "РАСсвета".
В начале апреля два сотрудника АНО “АПЦ РАСсвет” прошли трехдневную стажировку в г. Волжск на базе организации "Ребёнок с будущим" по направлению развития помощи молодым людям с РАС. Узнали о местном маршруте комплексной системы помощи подросткам и молодым людям с РАС на этапе подготовки к взрослой жизни, погрузились в работу школ, мастерских, театральной и музыкальной студий, типографии. Опыт другой общественной организации поможет нам планировать и создавать системы помощи взрослым людям с аутизмом, развивать деятельность центра, разрабатывать новые направления для будущего детей с РАС, привлекать других родителей с активной жизненной позицией.
В отчетном периоде завершился обучающий курс по инклюзивному образованию - 20 человек на протяжении месяца проходили стажировку на базе ресурсного класса школы посёлка Молодежный и в "АПЦ РАСсвет". Под руководством АВА-инструкторов, тьюторов, педагогов и куратора студенты курса применили на практике полученные теоретические навыки из 2 предыдущих модулей обучения. Среди студентов курса были педагоги коррекционных и общеобразовательных школ, специалисты частных образовательных центров и родители детей с аутизмом.
В “АПЦ РАСсвет” продолжаются занятия адаптивной физкультурой, где детей учат не только ловкости, скорости и выносливости. При помощи АВА-терапии тренер обучает ребят сосредотачивать и удерживать внимание на педагоге и инструкциях, последовательно выполнять задания, спокойно воспринимать неудачи и радоваться даже небольшим победам, что повышает самооценку ребёнка и развивает его мотивацию к игре.
Завершился проект проект "Спорт без преград", в котором приняли участие 20 детей - они регулярно тренировались на занятиях по адаптивной физкультуре в спортзале центра и за его пределами. В самом начале проекта для каждого ребёнка были разработаны индивидуальные программы физической реабилитации, проводилась коррекция поведенческих программ. К концу проекта успехи есть у всех участников - ребята научились различать части тела и определять стороны движения по речи или жесту АФК-инструктора, у них заметно улучшились моторная и мышечная координация, многие упражнения стали более доступны в исполнении, развилась физическая и эмоциональная устойчивость к нагрузкам. А некоторые ученики благодаря физической подготовке на адаптивной физкультуре смогли посещать занятия в бассейне, успешно освоили стили плавания, с удовольствием выполняют различные упражнения в воде и не боятся сотрудничать со специалистами бассейна.
26 апреля специалисты “АПЦ РАСсвет” (3 тренера и 3 волонтера) провели инклюзивную эстафету на территории скалодрома партнёра из Иркутска - федерации "Лига Мечты". В состязаниях приняли участие дети с РАС и их нейротипичные сверстники - всего 20 участников.
Не прекращают свою работу Творческие мастерские "Дом Синего Слона". Педагоги из мастерской любят узнавать и пробовать новые направления работы, из последнего - обучение работе с глиной в технике лепки пластом в гончарной школе "Бруклин". Уже через месяц ученики мастерской лепили посуду по новой технике. Практически всем ребятам понравилось работать с глиной - в результате получилась необыкновенная посуда с нанесенной росписью ангобом с помощью трафаретов.
В июне изделия мастерских были выставлены на городском ежегодном фестивале "Иркутский Арбат", где были представлены лучшие работы ребят: кашпо, подсвечники, вазочки из бетона, хлопковые шопперы с рисунками наших учеников, мягкие игрушки и подушки, цветные восковые свечи, ароматное мыло, картины и другие изделия.
Деятельность мастерских “Дом Синего Слона” привлекла внимание местных СМИ - журналисты “Верблюд в огне” побывали в гостях в мастерских, присутствовали на занятии, побеседовали с педагогами, родителями ребят.
Также в отчетном периоде АНО “АПЦ РАСсвет” организовала проведение нескольких массовых досуговых мероприятий для детей с РАС и их семей, среди которых: поход в кинотеатр, в контактный зоопарк и проведение праздника в День защиты детей на базе Центра.
28.07.2022| Отчёты |