Диагностика ребенка с РАС в АВА-терапии. Навык имитации
Если посмотреть таблицу уровней VB-MAPP (инструмент для оценки навыков речи и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями), то на ней наглядно видно, что имитация присутствует только на 2 уровнях развития, но ее вклад в развитие ребенка гораздо масштабнее.
Имитация - это фундамент развития вербального поведения ребенка. С помощью нее запускается речь, усложняются фразовые конструкции ребенка, развиваются навыки визуального восприятия и социального взаимодействия, а еще имитация способствует развитию понимания нового вида подсказок (очень нужный навык, если ребенок зависим от физических подсказок и ждет, когда взрослый начнет выполнять задание за него).
⁉ Какие преграды могут встать на пути развития имитативного поведения ребенка?
1. Ребенок не сотрудничает. Просьбы взрослого о занятии воспринимаются в штыки или игнорируются, даже если это простая короткая инструкция , на выполнение которой требуется 1 секунда времени.
2. Проблемы с совместным вниманием - ребенок не смотрит на модель имитации. Просим повторить похлопать в ладоши вслед за взрослым, а ребенок отворачивается или смотрит в сторону.
3. У ребенка есть моторные сложности к имитации. Например, ребенку тяжело или невозможно совершать действия руками.
❗ Над каждой из этих проблем можно и нужно работать. Поведенческие аналитики прописывают индивидуальные протоколы и помогают детям справиться с преградами.
Навыки имитации:
⓵ уровень
- Ребенок имитирует 20 движений моторики любого типа (имитация с предметом, крупная моторика, мелкая моторика)
- Может спонтанно имитировать поведение других людей в 5 различных ситуациях)
⓶ уровень
- Может имитировать действия с выбором предметов (ребенок выбирает барабанные палочки из набора, в котором также присутствует колокольчик и молоток, и имитирует игру взрослого на барабане)
- Имитирует 20 различных действий мелкой моторики (класс, фигушка, коза)
- Имитирует 10 различных трехкомпонентных последовательностей действий после подсказки "Сделай так" (хлопает в ладоши, потом показывает нос и подпрыгивает; наливает воду из чайника в кружку, мешает ложечкой "чай" и пьет его)
- Спонтанно имитирует 5 функциональных навыков в естественной среде (кушает ложкой, снимает ботинки, вытирает стол)
- Без предварительного обучения имитирует (или пытается) какое-либо новое моторное движение взрослого
✅ Когда мы проводим тестирование навыков ребенка, мы обязательно проверяем имитативные умения. Если они есть - круто, двигаемся дальше! А если где-то есть пробел, обязательно его восполняем, чтобы ребенок не испытывал трудностей в развитии других навыков.
Проект «Передышка для мамы» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.