Проекты команды АНО "АПЦ РАСсвет", ставшие призерами и победителями конкурсов


Проект «Дом синего слона»

Картинка

Конкурс: "Школа филантропии" Благотворительного фонда Владимира Потанина, 2020 г

Номинация: "Личные практики"

Статус проекта: победитель

Посмотреть обзоры занятий

  • Открыть описание проекта

    Цель проекта: Способствовать развитию навыков самозанятости у детей и подростков 7-16 лет с расстройством аутистического спектра в городе Иркутске путем их обучения творческим и прикладным навыкам посредством внедрения поведенческих технологий в организацию групповых занятий
    "Дом синего слона" - это мастерские для детей с РАС. Они задумывались нами для наработки прикладных навыков, реализации творческого потенциала и развития самозанятости детей и подростков с РАС. Мы изучали варианты чем занять ребят, собирали информацию о том, что привлечёт с высокой долей вероятности к групповым занятиям наших детей и, главное, как развивать проект, чтобы не потерять внимание и мотивацию учеников к обучению. В планах обучения на мастерских намечена работа с различными материалами: древесиной, тканью, полимерной глиной, бумагой и многими другими материалами. На занятиях работа делится на этапы, визуализированные руководителями проекта в фотографиях, это делается для наглядности и эффективности обучения. После выполнения каждого этапа предусмотрен небольшой перерыв для детей для отдыха и игры. Привлечение волонтёров в проект помогает индивидуализировать процесс обучения детей, с каждым ребёнком находится помощник - человек, который облегчает понимание этапов работы и обучает последовательности действий.

Проект «Минигруппы для детей с аутизмом»

Картинка

Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2019 год, 2018 год

Номинация: Безбарьерный Иркутск

Статус проекта:
2018 год - победитель (I место);
2019 год - победитель (I место)

Посмотреть обзоры занятий

  • Открыть описание проекта

    Цель проекта: Усовершенствование эффективной научно обоснованной коррекционной помощи детям с аутизмом для создания оптимальных условий адаптации их в обществе путем обучения взаимодействию с нормально развивающимися сверстниками.
    Занятия в минигруппах основаны на мотивации детей с аутизмом и их общих увлечениях, в которых непосредственное участие принимают родители. Так как детям с аутизмом сложно даётся общение с окружающими, то проект в первую очередь направлен на обучение детей взаимодействовать друг с другом, а в некоторых случаях преодолевать страх общения со сверстниками. В основе работы над формированием взаимодействия детей с аутизмом и нормально развивающихся сверстников взяты принципы в области Прикладного анализа поведения.
    Низкая выявляемость РАС в регионе напрямую влияет на дефицит педагогических кадров, владеющих эффективными методиками обучения таких детей, умеющих проводить качественную оценку навыков ребенка, составлять и реализовывать специальные программы коррекции поведения. Проект позволил тиражировать практический опыт по работе с детьми с аутизмом среди молодого поколения педагогов. Студенты, принимавшие участие в проекте, как волонтеры, получили полезный опыт по работе с детьми с аутизмом. А детям с РАС удалось освоить и обобщить навыки взаимодействия со сверстниками, уменьшить количество фобий, расширить игровой репертуар, научиться ждать своей очереди, осуществлять запросы у сверстников и посещать общественные места без демонстрации неприемлемого поведения. А также проект сплотил родителей детей с РАС и дал возможность получить новые практические умения по работе со своими детьми.

Проект «Семинары по проблемам обучения и диагностики детей с РАС в г. Иркутске»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2019 год, 2018 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта:
2018 год - призёр (II место);
2019 год - призёр (II место)
  • Описание проекта

    Проблема, на решение которой нацелен проект:
    В г. Иркутске не развита образовательная структура поддержки семей с детьми с аутизмом. Дети с аутизмом в силу своих трудностей лишены подходящей им образовательной модели, и зачастую находятся на домашнем обучении. Родители и специалисты смежных специальностей недостаточно осведомлены о потребностях таких детей и методах коррекционного вмешательства, что приводит к непониманию специалистами и родителями стратегий обучения детей с аутизмом и к последующей инвалидизации семьи, в которой воспитывается ребенок с РАС (расстройство аутистического спектра). На семинарах рассматриваются вопросы в области проблем диагностики, обучения и получения образования детей с РАС, мифы об Аутизме, проблемы в обучении детей с РАС, альтернативная система коммуникации для детей с РАС, визуальное расписание и социальные истории, что улучшает качество жизни ребенка и семьи в целом, а также помогает специалисту найти подход к таким детям. Проект направлен в первую очередь на специалистов, что позволит расширить круг специалистов, владеющих эффективными инструментами обучения детей с аутизмом. Материал полезен специалистам-практикам, занимающимся с детьми с РАС, и родителям таких детей.
    Цель проекта:
    Тиражирование накопленного опыта и внедрение эффективных методов коррекции детей с аутизмом в общеобразовательную и коррекционную педагогику. Усовершенствование количественного и качественного показателя педагогической помощи детям с аутизмом во всех структурах образования г. Иркутска.
    Задачи:
    1. Просвещение и информирование населения о значимости социальной проблемы, об особенностях детей с аутизмом, методах ранней диагностики.
    2. Распространение информации об эффективных, опирающихся на научные принципы, методиках помощи людям с РАС.
    3. Распространение информации об образовательных моделях помощи детям с аутизмом.

Проект «РАСширяя границы»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2019 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта: призёр (II место)
  • Описание проекта

    У людей с аутизмом есть особенности, связанные с восприятием ими ощущений - это гипер- или гипочувствительность. Так, при гиперчувствительности восприятие света, звуков, прикосновений, запахов у людей с аутизмом гораздо сильнее, чем у обычных людей. Шум в местах скопления людей может ощущаться как грохот, а легкое прикосновение другого человека - вызывать физическую боль. Простейший пример гипочувствительности - отсутствие реакции на боль при падении, ушибах и пр. Имея такую чувствительную сенсорную систему, люди с аутизмом очень остро реагируют на окружающую обстановку - при раздражении хотя бы одного из органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, сенсорного, вестибулярного) у них может возникнуть сенсорная перегрузка. Поэтому новая незнакомая обстановка очень часто вызывает у детей с аутизмом тревогу, может их напугать и привести к панической атаке и полной дезориентации.
    Проект направлен на постепенную адаптацию детей с аутизмом к внешним раздражителям в общественных местах, а также на формирование и развитие у них социальных навыков посредством организации регулярных культурных, спортивных и развлекательных мероприятий, в том числе инклюзивных.
    Цель проекта: Адаптация детей с аутизмом в окружающем пространстве с учетом их особенностей, формирование и развитие социальных навыков посредством обучения посещения общественных мест и мероприятий в г. Иркутске.
    Задачи:
    1. Создание оптимальных условий в общественных местах для детей с аутизмом с учетом их индивидуальных потребностей.
    2. Формирование у детей с аутизмом приемлемого поведения в общественных местах путем предварительной подготовки и индивидуального подхода к каждому ребенку.
    3. Включение при планировании посещения любого мероприятия детей с нормальным развитием в качестве обязательных участников мероприятия.
    4. Расширение проекта за счет поиска новых мест для посещения различной направленности.
    5. Формирование лояльности у населения к людям с аутизмом, повышение информированности об аутизме у населения г. Иркутска.

Проект «Время кормить котов»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2019 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта: призёр (II место)
  • Описание проекта

    Данный проект для детей с особыми потребностями, которые также хотят ощутить свою нужность и значимость для мира. Проект призван вовлечь разных по уровню развития детей с аутизмом в активную деятельность в наиболее доступной для них форме, помогая особенным детям ощутить свою социальную значимость через заботу о природе, познакомить их с опытом садовых работ, вовлечь детей в работу с ними и друг с другом.
    Проект состоит из нескольких дополняющих друг друга этапов, посвященных человеку, животным и растениям как элементам природы и их отношениям друг с другом. Каждый этап предусматривает не столько получение участниками новой информации, сколько активную индивидуальную и коллективную работу над практическими задачами, решение которых способствует развитию новых навыков, которые можно использовать в самой обычной жизни. Все этапы проекта рассчитаны на разных детей, исходя из их возраста и ограниченных возможностей здоровья, предусмотрена адаптация методических материалов для каждого ребенка индивидуально.
    Учебный процесс был организован таким образом, чтобы хватало времени и на теорию, и на практическое знакомство с окружающей средой. Дети учились через визуальное восприятие (играли в лото, раскладывали карточки, рисовали), наименовали, определяли на слух обучающий материал флоры и фауны. Затем дети на практике, каждый своими руками, провели весь цикл: посадили семечку в землю, наблюдали как из семечки появляется росток, из ростка – растение, учились поливать растения.
    Итогом проекта стало посещение котокафе, где на передержке находятся кошки, выброшенные или потерянные, и оказавшиеся бездомными. В этом котокафе волонтеры ухаживают за ними и ищут им новых хозяев. Ребята посетили кошек с экскурсией и гостинцами – принесли сочную травку, выращенную своими руками. Таким образом дети познакомились с животным миром,а также проявили заботу о питомцах, обучились взаимодействовать с ними, кормить их и гладить.

Интеграционный проект «Театр не имеет границ»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2019 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта: призёр (II место)
  • Описание проекта

    Суть проекта – поэтапно обучать детей с аутизмом понимать, как нужно играть, чтобы игра удалась. Учиться манипулировать игрушками правильно, развивая воображение. Копировать действия своих нормотипичных ровесников, «зеркалить» их поведение. Проект дает возможность обобщать полученные навыки в рамках совместной постановочной работы на сцене театра. Также одной из задач проекта является организация совместной творческой игровой деятельности детей с ОВЗ и обычных ребят с детьми с аутизмом.
    Партнёрами проекта являлись Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» и СКОШ №20. В рамках реализации проекта его участники и другие дети вместе со своими семьями посетили несколько интеграционных представлений в кукольном театре, а также для участников проекта была организована экскурсия в "закулисье" театра. А на одном из спектаклей дети познакомились с творческой группой "БИ-БА-БО", учащимися СКОШ №20, которые во время перерыва в фойе театра показали свой спектакль "Теремок" с пальчиковыми куклами.
    Параллельно с посещением театра, в рамках индивидуальных, а затем и групповых занятий проводилось обучение участников проекта ставить миниспектакли за учебным столом. Дети с аутизмом постепенно прошли несколько этапов для того момента, когда впервые стали сами ставить спектакли. От обучения через мотивационные предметы взаимодействовать с персонажами сказок, до постановки спектакля в группе из двух детей с аутизмом, умения взаимодействовать со сверстником и просто умения ждать своей очереди в постановке спектакля.

Проект «Футбол для детей с РАС»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2018 год
Номинация: Здоровое поколение
Статус проекта: призёр (II место)
  • Описание проекта

    Дети с аутизмом в г. Иркутске равно как и другие дети нуждаются в занятиях спортом. Кроме того, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями здоровья является непременным условием включения в общую систему реабилитации и абилитации инвалида. Для того, чтобы максимально приблизить возможность занятий спортом этой категории детей, был придуман проект "Футбол для детей с РАС".
    Футбол – одно из самых легкодоступных, широко распространённых, популярных средств физического воспитания детей. Командный дух футбольной игры воспитывает чувство дружбы, приучает к дисциплине и формирует инициативность. Также футбол влияет на процесс становления личности ребенка. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая подготовка и спортивный результат, но и психологические изменения: направленность личности, самооценка. Они определяют все другие особенности — поведение, направленность активности. Многие изменения имеют отношение к двигательной деятельности ребенка. Поэтому ранняя спортивная деятельность, тренировочные нагрузки— все это имеет огромное значение для детей с РАС в формировании эмоционально-волевой сферы.
    Результатом проекта «футбол для детей с РАС» стало включение всех детей с РАС в процесс обучения игре, приобретение новых знакомств, получение физической нагрузки и положительных эмоций. А также содействие улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями и их семей, создание условий, предотвращающих их социальную изоляцию, обеспечение новых возможностей для активной жизни.

Проект «АэроПлан»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2018 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта: призёр (III место)
  • Описание проекта

    Лето - время путешествий. Казалось бы, что тут сложного? Собрал чемоданы, садишься на самолёт и улетаешь в рассвет... Но для детей с РАС это целое испытание. Кто-то из них боится новых непривычных мест, кто-то избегает большого скопления людей, кто-то просто не умеет ждать. Поэтому регистрация и ожидание рейса для них сложное испытание. Дети пытаются спрятаться от толпы, покинуть незнакомое помещение, а если им это не удаётся, то может случиться нервный срыв, вплоть до самоповреждающего поведения. А ведь впереди еще самое сложное – посадка и полет на самолете!
    Цель проекта: Подготовка детей аутизмом к спокойному прохождению регистрации на рейс, ожиданию посдки и полету на самолёте, с учётом их индивидуальных особенностей и использованием методов Прикладного анализа поведения.
    В план подготовки к перелету были включены следующие подготовительные мероприятия: прогулки около здания аэропорта, экскурсии в аэропорт с постепенным увеличением времени пребывания; экскурсии в детские развлекательные центы, имеющие в распоряжении уменьшенные копии самолетов; тестирование мотивационной сферы ребенка, подбор поощрений; просмотр социальных историй на тему полета на самолёте; подготовка визуального расписания и дорожной сумки с карточками для коммуникации неговорящих детей; и другие.
    Результаты проекта: в проекте приняли участие 6 детей с аутизмом. После тщательной подготовки дети спокойно прошли регистрацию и перенесли перелёт, а пассажиры даже не заметили, что летели рядом с особенными ребятами.

Проект «Подари звезду»

Картинка
Конкурс: "Миллион на добрые дела", конкурс социально значимых проектов, 2018 год
Номинация: Безбарьерный Иркутск
Статус проекта: призёр (III место)
  • Описание проекта

    Мы стремимся к тому, чтобы жизнь наших детей была насыщена теми же событиями, что и жизнь других людей. Именно этой цели служит проект «Подари звезду», приуроченный ко Дню Победы. Участники проекта - дети с РАС и члены их семей - готовят совместно подарки для участников Великой Отечественной войны (кулинарные изделия, открытки, поделки) и в день Победы вручают их представителям старшего поколения.
    Социальная значимость данного проекта состоит в следующем: участие в проекте «Подари звезду» приобщит детей, страдающих аутизмом, к общенародному празднику – Дню Победы, поможет им в социальной адаптации, а также в развитии коммуникативных и социально-бытовых навыков.
    В процессе реализации проекта дети отрабатывали свои навыки в кулинарном мастерстве: замешивали тесто, раскатывали, вырезали с помощью формочек звёзды и выпекали печенье. В результате детьми, под руководством родителей, были изготовлены вкусные поздравительные сувениры. Также дети приготовили поздравительные открытки и поделки своими руками, используя различные техники и материалы. И, конечно же, завершающим этапом подготовки памятных сувениров было поздравление пожилых членов семьи, вручение подарков, сделанных с любовью и своими руками. А некоторые ребята смогли даже принять активное участие в акции «Бессмертный полк».