Как АВА помогает решать проблемы в обучении детей с аутизмом

Дети с РАС нередко получают ярлык «необучаемых», т.к. многие классические педагогические подходы, основанные на дефектологических разработках для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, могут быть неэффективны для детей с аутизмом, особенно тяжелыми формами этого расстройства. Часто педагоги просто не знают, как воздействовать на ребенка со сложными коммуникативными и поведенческими особенностями
Картинка
Картинка
Педагогические технологии, основанные на методах Прикладного анализа поведения, соответствуют всем принципам коррекционно-развивающего процесса при РАС. Т.к АВА предполагает строго индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, что помогает составить эффективную индивидуальную образовательную программу. Научно-исследовательский подход и десятилетия исследований позволили найти решение практически для каждой из перечисленных ранее проблем, характерных для обучения детей с аутизмом.
Картинка
Прикладной анализ поведения представляет собой системное применение и адаптацию поведенческих принципов оперантного обусловливания (обучения при помощи последствий). Согласно этим принципам, поведение человека находится под влиянием как предшествующих факторов окружающей среды, так и последствий.
Картинка
Картинка

Поведенческий подход к развитию речи

Термин "вербальное поведение" ввел в оборот Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990), американский психолог и писатель, основатель АВА. Он писал: «Речь – это обученное поведение, находящееся под функциональным контролем факторов окружающей среды» (Б.Ф. Скиннер «Вербальное поведение», 1957 г)
Картинка
Скиннер описывает вербальное поведение, как поведение, состоящее из различных функциональных единиц - вербальных действий, которые могут происходить вследствие различных причин и усиливаться разного вида стимулами.
Картинка
Поведенческий подход помогает не только скорректировать проблемы в поведении ребенка, наладить сотрудничество, но и посредством анализа вербального поведения определить уровень развития навыков ребенка и цели для развития функциональных вербальных навыков. Один из наиболее распространенных методов оценки навыков - "Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP" (VB-MAPP; Sundberg, 2008) представляет собой инструмент оценки, основанный на анализе вербального поведения Скиннера.
Картинка
Картинка
На основе тестирования выбираются цели для программы обучения, и строится поведенческая программа.
Картинка

Применение АВА-программы

В процессе выполнения АВА программы терапист должен правильно использовать поведенческую методологию:
Метод "Случайное обучение" - Incidental Teaching
В данный метод применяется в натуральных условиях для ребенка, для того, чтобы побудить спонтанную инициативу и сформировать речевые и коммуникативные навыки. В процессе применения данного метода терапист АВА организовывает окружающую среду таким образом, чтобы побудить мотивацию ребенка к получению тех или иных стимулов, и как только ребенок проявляет инициативу - терапист требует более сложной речевой реакции.
Метод "Обучение отдельными блоками" - Discrete Trial Teaching
Данный метод основывается на интенсивной практике отдельных реакций. В процессе применения данного метода терапист использует несколько обучающих блоков, повторение которых помогает закрепить нужную реакцию. Данный метод включает в себя также предоставление четких и конкретных инструкций, использование подсказок (физическая помощь, картинки, жесты, и др.), а также поощрений.
Картинка
Картинка
Эффективность усилителя (поощрения) определяется только его влиянием на поведение, а не тем, насколько сильна мотивация ребенка, чтобы получить этот усилитель. Однако, чем больше у ребенка мотивация получить тот или иной стимул, там больше потенциал этого стимула быть усилителем.
Подсказки используются как один из основных инструментов обучения в АВА, как для обучения новым навыкам, так и для коррекции поведения. "Обучение без ошибок" - Errorless Learning позволяет не только быстро и эффективно обучить ребенка новому навыку, но и делает процесс обучения более приятным для ребенка. Основой метода "Обучение без ошибок" является частое и интенсивное использование подсказок. Благодаря подсказкам у ученика с самого начала появляются правильные реакции, которые незамедлительно закрепляются с помощью поощрений.
Метод применения "Обучения без ошибок" прост. Нужно дать ребенку инструкцию, незамедлительно дать сильную подсказку, и как только ребенок выполняет нужное действие - дать поощрение.
Картинка
Картинка
Картинка
Основной сложностью здесь является своевременное и последовательное уменьшение подсказки - Fading. Если постоянно предоставлять подсказку на одном и том же уровне, то у ребенка развивается зависимость от подсказок, и он так и не сможет выполнить нужные действия самостоятельно.
Картинка
Видеопример использования метода "Обучение без ошибок":

Для подготовки статьи использованы следующие материалы:

1. Практическое пособие «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе.» Авторы: Анастасия Козорез, Александра Беспалова и другие

2. Материалы сайта Аутизм и прикладной анализ поведения АВА (Блог Юлии Эрц)

Список статей по теме:

Что такое АВА-терапия

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Прикладной анализ поведения.

Как научить ребенка сотрудничать

Поведенческий подход к развитию речи

Обучение отдельными блоками (DTT)

Методы случайного обучения

Использование поощрений как инструмент для эффективного обучения в АВА терапии

Руководство по использованию подсказок

24.11.2018 | АУТИЗМ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ |