Проект «Я могу: обучение жизненно-важным навыкам детей с РАС»
Статус проекта: действующий
Сроки реализации: 01.03.2024 - 28.02.2025
Источник софинансирования: Благотворительный фонд "Абсолют-помощь"
Цель проекта:
Обеспечить детям с расстройствами аутистического спектра 3-12 лет, проживающим на территории Иркутской области и Забайкальского края, доступ к услугам, способствующим формированию жизненно-важных навыков: умение общаться, правила гигиены, пользование туалетом, прием пищи, самообслуживание и речь.
Задачи:
1. Познакомить не менее 300 родителей, подозревающих у своего ребенка расстройство аутистического спектра, с симптоматикой РАС, методами диагностики и научно-обоснованными методами обучения детей с РАС.
2. Провести для выбранной группы детей с РАС (25 чел) программу обучения и развития жизненно-важных навыков, состоящую из социального взаимодействия, посещения туалета, приема пищи и самообслуживания.
3. Интегрировать у 25 детей с РАС жизненно-важные навыки, освоенные в ходе программы обучения, в ситуации, смоделированные на стажировке с родителями, групповых занятиях и инклюзивном празднике.
Краткое описание:
Приобретение жизненно важных навыков - основа развития любого человека. Детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) из-за особенностей поведения считают необучаемыми, им сложно даются действия, которые для нас просты и повседневны. В формировании навыков у детей с РАС мы используем принципы прикладного анализа поведения (ПАП), нацеленные на снижение интенсивности нежелательного поведения и преодоление преград к развитию.
Мы обеспечим для 25 детей с РАС в возрасте 3–12 лет Иркутской области и Забайкальского края доступ к услугам, способствующим формированию жизненно-важных навыков (умение общаться, правила гигиены, пользование туалетом, прием пищи, самообслуживание и речь). 300 семей, которые подозревают у своего ребенка РАС, с помощью заполнения анкеты, размещенной в социальных сетях «АПЦ Рассвет» и информационных партнеров проекта, таргетированной рекламы в ВК и Яндекс.Директе, получат на электронную почту информационные брошюры, из которых узнают о красных флагах аутизма, медицинских аспектах расстройства, эффективных научно обоснованных методах диагностики и абилитации, а также получат ссылку приглашение на вебинар, на котором поведенческий аналитик расскажет о симптоматике РАС и ответит на вопросы слушателей. Это способствует тому, что родители своевременно начнут диагностику ребенка, смогут использовать в коррекции РАС только научно-обоснованные методы, избегая траты времени и средств на методики, не приносящие эффекта.
На выездных семинарах в г. Братск, г. Чита и г. Иркутск для 60 родителей детей с РАС (по 20 родителей на каждом мероприятии) мы обсудим основы ПАП, методы по формированию жизненно-важных навыков у детей с РАС, проведем очные консультации для детей, проживающих в г.Братске и г.Чите. Из числа семей, принявших участие в вебинаре, выездных семинарах и заполнивших анкетирование, 60 детей с РАС с участием родителей пройдут консультации поведенческого аналитика, где специалист выявит зоны развития, даст рекомендации по дальнейшей работе с ребенком и формированию у него жизненно-важных навыков. На консультациях определятся 25 семей из г. Иркутска, Братска, Читы, чьи дети нуждаются в немедленной абилитации. 15 детей с РАС получат регулярное индивидуальное обучение жизненно важным навыкам, согласно выявленным на тестировании преградам и пробелам в вехах развития ребенка. Для 10 детей, проживающих в Иркутской области и Забайкальском крае, пройдут интенсивные индивидуальные занятия по 4 часа в день в течение месяца, после которых дети продолжат занятия на регулярных занятиях. На стажировке с родителями дети с РАС обобщат полученные на занятиях навыки, родители пройдут практическое и теоретическое обучение на занятиях со своими детьми по работе с навыками для дальнейшей самостоятельной работы в натуральной среде. На групповые занятия дети с РАС будут поочередно привлекаться на 2 часа в неделю по 2-3 ребенка для обобщения освоенных навыков на индивидуальных занятиях и обучения социальному взаимодействию со сверстниками (спокойное нахождение в группе, понимание фронтальных инструкций, просьбы социально приемлемым способом, выстраивание диалога, взаимодействие в простой игре). На новогоднем празднике дети с РАС отработают навыки ожидания своей очереди, десенсибилизации к громким звукам и взаимодействия в игре (хождение в хороводе, кидание снежков), социально приемлемых просьб и спонтанной имитации. По завершению регулярных занятий, пройдет повторная диагностика навыков 25 детей с помощью VB-MAPP, AFLS или ABLLS-R (выбор инструмента зависит от возраста и навыков конкретного ребенка), а родители получат рекомендации для дальнейшей адаптации ребенка дома. Результаты тестирования продемонстрируют положительную динамику после занятий у каждого ребенка в среднем на 5 баллов по шкале выбранного тестирования в следующих областях: учебное поведение, навыки коммуникации, самообслуживания, социальные навыки: умение взаимодействовать, имитировать действия сверстников, умение общаться, в том числе с использованием альтернативных способов коммуникации, что в дальнейшем позволит ребенку социализироваться в обществе.
Публикации о реализации проекта
01.03.2024 | Гранты |