Навыки, которые позволят ученику выйти в новую для него среду
Социально-бытовые навыки помогают людям справляться с ежедневной рутиной и быть независимыми настолько, насколько это возможно.
Для детей с расстройствами аутистического спектра навыки самообслуживания могут быть вызовом, поскольку они часто имеют трудности с коммуникацией, социальным взаимодействием и общей координацией.
Не стоит полагать, что если ребенок в 3 года начал осваивать азбуку и цифры, то он так же ловко начнет чистить зубы или переодеваться. Развитие должно быть направлено на все сферы жизни, в том числе, и на развитие функциональных навыков:
✅ навыки, которые нужны каждый день
✅ навыки, которые ведут к самостоятельности
✅ навыки, которые полезны
✅ навыки, которые позволят ученику выйти в новую для него среду
Как узнать, насколько самостоятелен мой ребенок?
Существуют различные тестирования, направленные на выявление уровня развития в социально-бытовом ориентировании. Все они построены по принципу от простых задач к сложным, поэтому оценить навыки самостоятельности ребенка может абсолютно любой человек.
VB-MAPP - программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями.
Мы прикрепили таблицу, по которой вы можете самостоятельно определить, какой уровень развития самостоятельности у вашего ребенка.
Навыки самообслуживания перечислены в удобной и понятной таблице и разбиты по возрастным нормам (до 4-х лет).
Несмотря на то, что навыки самообслуживания перечислены для ребят до 4-х лет, очень часто даже взрослые ребята, которые приходят к нам на занятия, имеют серьезные пробелы в тестировании. Поэтому мы восполняем базовые навыки, а уже потом переходим к более сложным задачам.
Так же существуют и другие инструменты оценки навыков ребенка.
ABLLS-R - позволяет сделать оценку начальных навыков ребенка, построить индивидуальный план обучения и отслеживать прогресс в обучении. В тестировании нет сравнения с возрастными нормами или типичным психическим развитием, поэтому тест можно проводить в любом возрасте, но чаще всего его используют для детей школьного возраста.
Блок социально-бытовых навыков включает в себя:
✅ 15 навыков одевания
✅ 10 навыков приема пищи (базовые навыки самообслуживания при приеме и приготовлении пищи)
✅ 7 базовых навыков ухода за внешностью и личной гигиены
✅ 10 навыков использования туалета (опрятность и использование туалета)
AFLS - оценка жизненно-функциональных навыков (система оценки может быть применима для постановки целей обучения детей, начиная с 5-6 лет, а особенно актуальна для подростков и взрослых с РАС).
Русскоязычный пакет протоколов представлен семью книгами:
1. AFLS: Руководство по проведению оценки
2. AFLS: Основы самообслуживания
3. AFLS: Быт
4. AFLS: Школа
5. AFLS: Участие в жизни общества
6. AFLS: Самостоятельная жизнь
7. AFLS: Трудоустройство и работа
Зачем проводить тестирование?
✅ Чтобы оценить навыки ребенка
✅ Чтобы определить приоритетные направления развития на данном этапе
✅ Чтобы отследить прогресс в развитии
Проект "Сам себе помощник" реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».