Проект "Сам себе помощник": обучение самостоятельности
В апреле, когда весь мир объединяет усилия для повышения осведомлённости о расстройствах аутистического спектра, стартовал наш новый проект "Сам себе помощник". Благодаря применению методов АВА-терапии, мы помогаем двадцати нашим подопечным приобрести жизненно важные социальные и бытовые навыки. Это включает в себя обучение приёму пищи, использованию посуды, навыкам одевания и раздевания, складыванию одежды, а также общению, игре и участию в занятиях.
История Димы: путь к самостоятельности
На протяжении целого месяца Дима посещал бесплатные занятия в центре "РАСсвет". Ежедневно по четыре часа мальчик учился быть самостоятельным, развивался интеллектуально и социализировался с окружающими. Программа обучения началась с диагностики, позволяющей выявить слабые места и поставить конкретные цели.
В первую очередь работали над навыком просьбы. Дима научился просить желаемое с помощью указательного жеста.
Также уделяли много внимания навыкам гигиены и самообслуживания. Научили Диму сидеть на горшке и самостоятельно одеваться, предварительно проработав необходимые преднавыки.
Дима не умел сидеть на месте и заниматься. Когда мы поработали над его учебным поведение - улучшился навык сотрудничества со взрослыми, а также навыки визуального восприятия и поведения слушателя. А с помощью навыка имитации Дима научился повторять звуки.
К занятиям подключилась и мама Димы. Мы научили её сотрудничать со своим ребенком и показали, как можно учить Диму новым навыкам.
Как научить застёгивать пуговицы: опыт Саввы
Чтобы освоить этот сложный навык, важно проверить развитие мелкой моторики и визуально восприятия: видит ли ребенок мелкие предметы и может ли он ими манипулировать.Если ребенок испытывает трудности в этих заданиях, уделите время тренировке мелкой моторики.
При обучении застегиванию пуговиц не усложняйте ребенку жизнь, учитесь застегивать на горизонтальной поверхности. Например, на столе. Начинайте с крупных пуговиц.Оказывайте максимальные подсказки и хвалите ребенка! Снижайте уровень ваших подсказок: от полной физической «рука в руке» до минимальной, насколько это возможно! Постепенно размер пуговиц можно уменьшать. Как только ребенок начнет без проблем застегивать пуговицы на столе, можно надеть одежду и практиковаться в вертикальном положении.
Игорь: самообслуживание после еды
Наш Игорь отлично орудует ложкой и вилкой, может вытереть рот салфеткой - это все плоды кропотливой работы его родителей и педагогов. Но, к сожалению, моторика мальчика не позволяет ему овладеть навыками приема пищи в идеале. В данном случае мы делаем упор на самообслуживание. Учим Игоря после плотного обеда самостоятельно убирать свое место трапезы.
✅ убрать грязную посуду в раковину
✅ воспользоваться губкой и средством для мытья посуды
✅ помыть посуду
✅ разложить ее на сушку
✅ протереть стол
✅ прополоскать тряпочку для стола
✅ подмести пол
Проект "Сам себе помощник" реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
