Проект «Шаг в инклюзию»
Статус проекта: завершен
Сроки реализации: 01.02.2022 - 31.12.2022
Источник софинансирования: Департамент здравоохранения и социальной помощи населению администрации г. Иркутска
Проект «Шаг в инклюзию» направлен на создание условий, помогающих решению проблем оказания социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов с расстройством аутистического спектра в г.Иркутск. Мероприятия проекта призваны решить задачи, связанные с обучением и социализацией таких детей и успешным включением их в жизнь общества в дальнейшем.
Цель проекта:
Социальная поддержка детей-инвалидов, детей из семей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей и подростков с РАС, путем комплексного обучения и социализации в обществе.
Задачи:
1. Создание условий для обучения детей и подростков с РАС социально-бытовым и коммуникативным навыкам в индивидуальной и групповой формах, путем проведения занятий с применением методов и технологий прикладного анализа поведения.
2. Раскрытие творческого потенциала и наработка прикладных навыков с детьми и подростками с РАС в ходе работы в мастерских «Дом синего слона».
3. Обобщение навыков коммуникации и взаимодействия с привлечением волонтеров и родителей через спортивное состязание (эстафету) среди детей с РАС и нормотипичных сверстников.
4. Распространение информации о проблеме аутизма среди населения на организованной выставке изделий, созданных руками детей с РАС на мастерских.
5. Установление доверительных отношений и укрепление кровных семейных связей через совместный досуг семей с детьми с РАС, педагогами и волонтерами путем познавательных экскурсий и генерализацией социальных навыков воспитанников центра.
6. Тиражирование опыта работы с детьми с РАС среди специалистов города Иркутск и Иркутского района, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и ДДУ.
Результаты проекта:
Проведены занятия в мини-группах для детей с ОВЗ. На занятиях дети научились спокойно находиться в группе, взаимодействовать друг с другом социально приемлемым путем, используя карточки или речь, играть в игры с простым сюжетом, осуществлять прием пищи в группе, аккуратно складывать свои вещи. У детей с ОВЗ, посещавших группы по подготовке к школе, улучшились академические знания, навыки учебного поведения, просьб и спокойного нахождения в группе. Снизилось количество эпизодов нежелательного поведения у детей, проработаны страхи. Таким образом, благодаря занятиям в мини-группах, дети в сентябре смогли начать посещать обычный детский сад, некоторые дети поступили в школу.
На занятиях в мастерских «Дом синего слона» подростки с ОВЗ в большинстве перестали бояться звука швейной машины, с помощью мастера научились обрабатывать края изделий, уверенно держать иголку в руке и выполнять действия по инструкции с физической подсказкой тьютора. Швейное дело требует длительного обучения, операции по кройке и ручному шитью детям даются нелегко из-за несформированности навыков мелкой моторики, работу в этом направлении планируем продолжать и после окончания проекта.
Семинар по сенсорной интеграции позволил специалистам лучше понять особенности сенсорной сферы у детей с ОВЗ. Сенсорные дефициты, создающие преграду для обучения, своевременно диагностируются специалистами и восполняются на занятиях. В следствие чего у детей с ОВЗ снизились эпизоды самостимулятивного поведения, дети стали более собраны и внимательны, улучшилось учебное поведение, зрительный контакт стал более устойчивым. Освоение навыков стало проходить быстрее.
Летом было проведено сразу два инклюзивных мероприятия – спортивные эстафеты и водная экскурсия в музей «Тальцы». Благодаря участию в мероприятиях детей с нормотипичным развитием дети с ОВЗ получают положительный опыт социального взаимодействия, проявляют первые самостоятельные попытки для коммуникации, участвуют в совместных играх с помощью тьюторов и становятся частью детского коллектива. Родители, участвуя в инклюзивных мероприятиях, поняли, что при соблюдении некоторых условий (подготовленных сверстников и подсказок тьюторов) их дети могут успешно адаптироваться к обществу. Взрослые стали меньше бояться и стали чаще посещать со своими детьми общественные места. Инклюзивные мероприятия получили большой отклик не только от родителей детей с ОВЗ, но и от детей с нормотипичным развитием. Ребятам очень понравились совместные мероприятия, планируем проводить инклюзивные мероприятия, как можно чаще.
Публикации о реализации проекта
15.01.2023 | Гранты |