Как открыть ресурсный класс
Всех родителей детей с аутизмом волнует вопрос получения образования их ребенком. Многие из родителей слышали об инклюзивной образовательной модели «Ресурсный класс» и хотели бы, чтобы их ребенок мог учиться в таком классе. О том, что такое ресурсный класс и как его создать - читайте в этой статье.
Ресурсный класс (РК) для детей с аутизмом – это специально отведенное место в учебном заведении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом и обеспечен квалифицированными специалистами.
Ресурсный класс – это:
- место подготовки ученика к обучению в обычном классе;
- место обучения по специальной программе с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка;
- зона, в которой есть необходимые «ресурсы», специально адаптированная среда;
- команда специалистов, владеющих специальными технологиями и методами обучения, основанными на принципах прикладного анализа поведения и доказавшими свою эффективность для детей с аутизмом.
В команду специалистов РК входят:
- Учитель «Ресурсного класса» (проводит групповые и часть индивидуальных занятий);
- Педагоги-тьюторы (проводят индивидуальные занятия, сопровождают ребенка на групповых уроках и в инклюзии, оказывают помощь на всех этапах);
- Логопед, психолог (дополнительные индивидуальные занятия);
- Учителя «общих классов», а также музыки, ИЗО, физкультуры и т.д;
- Завуч по инклюзии (либо ответственный за инклюзию в школе);
А также специалисты по прикладному анализу поведения (не входят в штат сотрудников школы):
- Куратор ресурсного класса (составляет индивидуальные программы детей, обучает и консультирует тьюторов по методологии обучения и работе с нежелательным поведением);
- Супервизор (поведенческий аналитик международного уровня, научный руководитель класса, консультирует куратора и других педагогов по сложным случаям).
Более подробно о модели РК и функциях специалистов можно узнать из пособия "Ресурсный класс" (ссылка на скачивание с сайта Фонд «Выход». Аутизм в России)
Открытие РК на базе общеобразовательной школы – это довольно длительный процесс, требующий активного участия родителей и поддержки НКО, занимающейся проблемами детей с РАС в регионе.
Начинать работу по созданию РК нужно задолго до начала учебного года, т.к. она включает в себя много предварительный работы.
Что необходимо сделать родителям для создания РК в своем городе:
1. Найти единомышленников - родителей детей, готовых вместе с вами включиться в полноценную работу по созданию класса. Если будет много желающих, то можно объединяться по территориальному признаку.
2. Прочитать книгу "Ресурсный класс" , чтобы иметь представление об этой модели и уметь рассказать о ней администрации школ и другим людям.
3. Найти школу, готовую открыть РК. Поговорить с директором, рассказать об образовательной модели РК, выяснить готова ли школа к открытию такого класса и есть ли в школе возможность выделить помещение для РК, которое должно включать в себя не только зону для проведения занятий, но и зону сенсорной разгрузки.
4. После договоренности с директором школы следующий шаг - департамент образования. Окончательное решение об открытии РК принимает он, также департамент решает вопрос о выделении ставок тьюторов на класс.
5. Продумать вопрос о привлечении средств на реализацию проекта. Иначе все затраты лягут на плечи родителей. Оборудование сенсорной зоны, покупка и изготовление обучающих материалов и поощрений для детей, оплата работы специалистов по прикладному анализу поведения – требуют больших вложений. Наиболее частый путь – это создание родителями некоммерческой организации (либо присоединение к уже имеющейся в вашем регионе НКО) и участие в конкурсах на получение грантов на реализацию своего проекта.
6. Найти специалистов для работы в классе: учителя с дефектологическим образованием, тьюторов с высшим педагогическим или психологическим образованием, специалистов по прикладному анализу поведения (куратора и супервизора).
7. Организовать обучение тьюторов базовым принципам и методам прикладного анализа поведения. В настоящее время существует множество возможностей для дистанционного обучения - например, курсы Юлии Эрц.
Итак, мы перечислили основные шаги, которые необходимо предпринять родителям для открытия ресурсного класса. Больше информации о том, как открыть ресурсный класс, правовых основах, компетенциях специалистов, источниках финансирования можно получить из серии вебинаров Ассоциации "Аутизм Регионы".
АНО «АПЦ РАСсвет» уже помогла родителям открыть три ресурсных класса в Иркутске и Иркутском районе, а это значит – нет ничего невозможного. Мы и дальше готовы поддерживать родителей в этом вопросе: делиться опытом, оказывать консультативную помощь, помощь с подготовкой тьюторов и привлечением финансирования, при условии вашей полной включенности и помощи с написанием и реализацией проектов.
Проект "Центр развития инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра по модели "Ресурсный класс" реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.