Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Выставка "Аутизм. Семейный альбом"

Влад, 8 лет

Картинка

Фото: Лидия Лось

Текст: Светлана З. (мама Влада)

Владик - творческий человек. Он очень любит рисовать, мастерить, любит готовить, когда приходят гости. Он учится смотреть в глаза и быть внимательным и каждый день преодолевает трудности, которые для обычных детей совсем не ощутимы. Например, бытовые навыки, трудности коммуникации, стереотипии и т.п.

Картинка
Картинка

До того, как пришло понимание, что у Владика аутизм, и что это не приговор и ребенка можно развивать и учить, мы не понимали, что это не сложный характер, а особенности развития. Еще мы столкнулись со стереотипным питанием, это для нас и на сегодняшний день огромная сложность. Сын ест далеко не все продукты и уговорить его съесть или даже попробовать что-то новое очень трудно, почти невозможно. Но мы не сдаёмся, и мама снова делает конфеты из натуральных продуктов, которые, возможно, придутся ребёнку по вкусу в этот раз.

Картинка
Картинка

Владик разговаривает и относится к категории высоко функциональных аутистов, но имеет набор поведенческих черт, которые не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками. До трех лет он так хорошо развивался - выучил русский и английский алфавиты, цифры, счет до бесконечности, длинные стихи, что мы и не предполагали этот диагноз. Это теперь мы знаем, что хорошая память, позволяющая буферизировать огромный объем информации - это тоже особенность аутизма.

Картинка

Первое, что насторожило в поведении сына - это страхи. Ребенок боялся людей, детей, животных, насекомых, громких звуков. Это было очень странно и печально, невозможно было успокоить ребенка, просто прижав его к себе или сказав "не бойся, всё хорошо". Он испытывает сенсорные перегрузки на физическом уровне и нам это совершенно непонятно. Со временем Владик научился преодолевать большинство страхов, и стало намного легче.

Картинка
Картинка
Картинка

В центрах развития, в которые мы пытались ходить, никто не знал, как общаться с Владиком, как удержать его внимание, как его замотивировать, ввести в коллектив. В садик мы не ходили, а мучились. Сын не играл с детьми, практически не ел, сон в садике вообще вызывал истерику. Часто болел, что не позволяло хоть как-то привыкать к деткам и воспитателю.

Картинка

Сейчас мы стали заниматься по зарекомендовавшему себя методу прикладного анализа поведения в Центре. Постепенно приходит понимание как учить, как разговаривать, мотивировать. Мы увидели других деток с аутизмом, они все очень интересные, совершенно разные, это ключевое в общении с аутистами. Если подобрать к ним ключик, то и в себе можно открыть много способностей, приобрести новые навыки.

Картинка
Картинка

Владик стал лучше понимать обращённую речь, формулировать просьбы, удерживать внимание, взгляд. Конечно, задач перед нами ещё очень много, но, по крайней мере, есть понимание, что всё преодолимо. Может быть кто-то скажет, что воспитание особенного ребёнка закрывает возможности собственного развития, карьеры, но я бы сказала, что этот процесс раскрывает такие резервы, о которых даже и не задумаешься при спокойной жизни.


20.05.2020 | Аутизм. Семейный альбом |