Выставка "Аутизм. Семейный альбом"
Соня, 8 лет
Фото: Лидия Лось
Текст: Оксана Р. (мама Сони)
Я всегда знала, что у меня будет дочь Соня. После ее рождения все было достаточно радужным. В мыслях уже рисовалось, что сейчас дочь подрастет и пойдет в детский сад, потом школа, институт и так далее. Но после года пропала речь и ее понимание. Потом инфекционная больница - и ребенка как будто подменили. Там, скорее всего, и было первое проявление аутизма, которое мы благополучно прохлопали, когда ребенок в общей палате лежал только под одеялом и закрывал уши.
После выздоровления Соня молчала, не реагировала на обращённую к ней речь и уже почти не ходила. Пропали игры, все игрушки были убраны, и детская больше напоминала музей, чем комнату, в которой обитает маленький ребенок. Чудо тихо сидело в кресле и смотрело мультики.
Были попытки водить Соньку в детский сад, но ничего хорошего не вышло, она предпочитала играм с детьми или лежать на полу или смотреть в окно. Потом, когда появились силы, пришла какая-то странная деятельность. Соня стала придерживаться каких-то своих определённых «ритуалов», отклонятся от которых было никак нельзя. Например, для прогулок у нас был только один маршрут. Любое нарушение «ритуала» сопровождалось дикими истериками. Появился страх детей, собак.
В конце концов мы осели дома, потому что переступить порог и спуститься по лестнице стало проблемой, о которой знал весь дом, так как выяснилось, что Соня – довольно громкий ребенок. Можно бесконечно перечислять, что нехорошего появилось: это и избирательность в еде, боязнь воды и громких звуков, собственная вокализация, определенная одежда, причем у всех в семье и прочая, и прочая… Вишенкой на торте стало то, что Соня стала жить лишь в одной комнате, иногда заходила на кухню и все.
Но нам повезло и маятник качнулся в обратную сторону. С шести лет Соня потихоньку начала развиваться: появилось звукоподражание и ролевые игры. Работа с карточками помогла немного улучшить понимание и знание об окружающем мире. Появились первые привязанности: Соня стала собирать коллекцию своих любимых мультипликационных героев. Появился интерес к буквам и цифрам, дочь самостоятельно выучила алфавит и смогла читать несложные сказки. Мы стали гулять, хотя маршруты ещё немного сохраняются, но стали уже не такой бедой, как раньше, мы теперь научились договариваться.
Сейчас Соня учится в первом классе коррекционной школы. Всем трудно: и Соне, которая не всегда понимает речь учителя и одноклассников, и учителю, которому сложно было подстроиться под нашего характерного ребенка. Но у Сони есть тьютор, а одноклассники и учителя, не смотря на особенности моей дочери, опекают ее, любят, и относятся с пониманием ко всему странному, что происходит.
Как будет дальше никто не знает, ни мы – Сонины родители, ни педагоги, ни сама Соня. Прогнозировать просто страшно, но всегда остается вера в хорошее. Но что бы ни произошло, Соня - чудесный ребенок и её очень любят.
23.05.2020 | Аутизм. Семейный альбом |