Когда ребёнок плачет «молча» - это самое страшное
Поговорили с Екатериной Никулиной учредителем «Рассвета», тьютором ресурсного класса в поселке Молодежном и мамой Таси – девочки подростка с аутизмом о трудностях подросткового возраста, мастерских и планах на будущее.
Какие изменения произошли у Таси с наступлением подросткового возраста?
Из поведенческих проблем: она стала очень обидчивая. Примерно с 10 лет она стала обижаться на любой пустяк. Что бы ей не сказали, она обижалась, уходила в другую комнату, ложилась на кровать, накрывалась одеялом и «молча» плакала. Когда ребёнок плачет «молча» - это самое страшное. Ты сделаешь всё, лишь бы она больше так не делала. Это был долгий период – примерно три месяца.
Так же она стала более твёрдо отстаивать своё мнение. Когда она была маленькой, ещё как-то можно было ее переубедить, надавить, и она делала то, что, возможно, делать не хотела, но сейчас она может очень четко и ясно сказать «нет, не хочу, не буду». Чтобы добиться от Таси сделать то, что она не хочет, приходится ее уговаривать и долго объяснять, что да как.
В физиологическом плане - она очень выросла, начали проявляться первые признаки полового созревания. Пожалуй, это самые «подростковые» изменения Таси.
Что сложнее всего?
Сложнее всего дались обиды. Мы, конечно, как и все родители ждали подросткового возраста, но такого мы не ожидали. Сейчас у неё период, когда на все она говорит «нет». Даже когда предлагаешь то, что ей нравится, она говорит «не хочу, не буду». То есть она изначально уходит в отрицание, но даже в такие моменты мы стараемся с ней договориться. Тася человек довольно гибкий, несмотря на то что у неё аутизм.
У Таси появились какие-нибудь новые увлечения с наступлением подросткового возраста?
Телефон, как и у всех подростков. На каникулах я учила Тасю играть в игры на гаджетах. Хоть сама я в них играть не умею, но мне удалось научить ее. Она теперь играет. Мне нравится больше наблюдать. Мы вообще с Тасей созерцатели. Еще ей нравятся книги по мотивам ее любимых мультиков.
Как тебе удается «уговаривать» Тасю?
Изучаем различные социальные истории, используем визуальную поддержку. Тася не очень хорошо понимает речь, откровенно говоря, плохо понимает. Какие-либо новые слова для неё – космос, но тем не менее, ей очень помогает визуальное расписание. Например, помощь по дому происходит без проблем, благодаря визуальному расписанию. Тася умеет делать все: начиная от «заправить постель» до «помыть что угодно». В хозяйстве мне остается только готовка, потому что к плите мы ее без присмотра не пускаем. Во-первых, боимся, что она обожжется, во-вторых, она может забыть выключить печь.
Если мы куда-то идём, а она не хочет выходить из дома, мы используем планшетку «сначала-потом» - «сначала пойдём погуляем, а потом мы придём домой и ты будешь делать то, что хочешь».
Есть ли у Таси интерес к противоположному полу?
Интерес есть. Эта тема вызывает у меня страх. Я боюсь, что Тася влюбится, поэтому мы стараемся выбирать преподавателей женщин. Это не из-за недоверия к мужчинам, просто если она влюбится, что нам потом с этой любовью делать? Как известно, наши дети склонны к депрессии. Любовь может повлечь множество проблем. Тем не менее, Тася все равно проявляет интерес к противоположному полу, заигрывает с парнями и улыбается им. Я стараюсь отслеживать ее сердечные поползновения, стараюсь «подложить соломку», но, конечно, я понимаю, что везде «соломку» я не подложу. Если у Таси появится друг, я не против. Другой вопрос, во что эта дружба может вылиться? Короче говоря, я за этим делом "бдю".
Как вы проводите время вместе?
Ох, сейчас с Тасей вообще хорошо проводить время. С ней можно сходить куда угодно. Это, конечно, далось нам не просто так. Мы много тренировались, социализировались. Например, каждую пятницу у нас кафе. Она мне, конечно, может сказать «Пятница – кафе» не только в пятницу, но и в субботу, и в понедельник. Мы посещаем разные заведения общепита, она всегда сама выбирает то, чем хочет полакомиться. Тася любит вкусняшки: тортики, пасту, пиццу. Так же мы ходим в батутные центры. Очень много гуляем, особенно летом, пока каникулы. Прогулки длятся 3-4 часа. Последнее время дома мы проводим семейные вечера, играем в настольные игры. Они не всегда соответствуют возрасту Таси (13 лет), но главное – мы играем в них вместе: «Домино», «Лото», «Дубль», «Слеп-Джек», «Мемори». В подростковом возрасте дети дистанцируются от взрослых, не говоря уже о детях с РАС, которые обычно не предпочитают проводить время в компании. Кстати, в детстве Тася была более ласковая, чем сейчас. Раньше она была очень тактильная, всегда лезла обниматься и все такое. Сейчас я такого не наблюдаю, обычно обнимаю или целую ее первая.
С какого возраста вы начали заниматься творчеством? Что это было? Легко ли было?
У Таси очень хорошо развито визуальное восприятие. Когда Тасе было полтора года и у нее еще не было официального диагноза, хотя я уже подозревала, что есть нарушения развития, мы начали пробовать вырезать аппликации. Она самостоятельно собирала модели по образцу, клеила заплатки и наклейки. Это давалось ей не сложно, потому что моторика была не плохая, а визуальное восприятие - ее ведущая часть. Чем старше становилась Тася, тем сложнее становилось заниматься творчеством, в виду поведенческих особенностей. Надо сказать, что нравится ей не все: шить она не любит, хотя если надо, она это сделает. Сейчас аппликации мы уже не делаем, это не по ее возрасту, но вот алмазные мозаики, различные творческие наборы идут в ход. Всегда ищу для неё что-то новенькое, смотрю, каким творчеством занимаются другие подростки, беру на заметку. Мы не можем просто взять и отправить ее в какой-нибудь Дом пионеров на рисование, хотя мы и пробовали, ничего хорошего из этого не вышло. Сейчас мы активно используем YouTube в своём творчестве, рисуем по поэтапным урокам. У неё хорошо получается. Все рисунки мы всегда раздариваем на праздники. Так же мы активно принимаем участие на мастер-классах «Синего слона».
Что вам дают мастерские?
Мастерские-это отдушина. Во-первых, наш ребёнок занят. Она не просто слоняется, она занята делом. Ей нравится приходить в центр именно на мастерские. Ей нравится, что здесь тусят другие ребятишки, что взрослые здесь ее спокойно воспринимают. Она же все равно понимает, кто как на неё смотрит. Например, когда едем в автобусе, люди начинают рассматривать Тасю. Бывает, она в общественных местах где-то застимит, где-то язык покажет, люди на это обращают внимание и откровенно начинают «глазеть». Тася в ответ может попросить человека отвернуться. Недавно мы ехали и она сказала «отвернись» молодому человеку, который активно ее разглядывал. Он, видимо, ее не понял. Она повторила: «Отвернись!». Он ее дальше разглядывает. Тут мне хотелось уже самой стукнуть его тяжелым предметом, но я не дотягивалась. Тася уже развернулась и глядя ему прямо в глаза: «Отвернись, пожалуйста!». До парня наконец-то дошло и он отвернулся.
Мне нравится, что в «Доме синего слона» подбирают материалы, придумывают творческие задания, которые соответствуют возможностям ребят. Здесь разнообразие деятельности: сегодня-шерстю занимаются, завтра-вязание на машинке, послезавтра-лепка, не заскучаешь! И Тасе здесь очень нравится. Ей очень важен результат ее деятельности: когда она что-то делает, в конце обязательно предмет рассмотрит, потрогает, подарит кому-нибудь. Если мы делаем какие-либо поделки здесь, и я вижу, что ей зашло, стараюсь найти похожий материал, чтобы она могла поработать с ним дома. Для меня важно, чтоб ей нравилось.
Творчество - это развитие, это самозанятость. Самозанятость в подростковом возрасте - это самое важное. Я рада, что она проводит время не в телефоне, а занимается делом.
Видишь ли ты будущее для своего ребенка, связанное с мастерскими?
Я понимаю, что скоро закончится школа и очень сократится время, которое она будет занята вне дома. Нам нужно будет продолжать ходить на занятия и мастерские - это одно из этих мест. Я понимаю, что ни в каких техникумах и колледжах нас не ждут, поэтому будем обучаться здесь и продолжать развивать наш творческий потенциал. Тем более, когда мы видим, что на мастерских она изготавливает не просто какую-то ерунду, а красивые и, главное, функциональные вещи. Это меня радует.
Дай пару советов родителям, чьи дети проходят подростковый возраст.
Во-первых, не наседайте на детей. Помните, что даже если у ребят есть какие-либо ментальные или интеллектуальные особенности - они такие же люди, как и мы. Да, они не такие, как все, но возрастные особенности никто не отменял. Наши дети так же растут, меняются, проходят возрастные трудности, сталкиваются со сложностями восприятия этого мира и, конечно же, надо учитывать все это и помнить, что чем взрослее они становятся, тем больше самостоятельности решений им требуется. Ну и во-вторых, самозанятость - это наше все!
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов.
16.08.2022 | Дом синего слона |