Формирование учебного поведения
Важным навыком для наших учеников, особенно будущих школьников, является навык сидеть спокойно за столом. У многих наших подопечных с этим возникают проблемы: кто-то стремиться убежать, другие «растекаются» по стулу и столу, третьи занимаются самостимулированием (притопывают, машут пальцами перед глазами и т.п.) и вокализируют.
На занятиях мы используем визуальное расписание и жетоны. С их помощью ученик понимает, когда и чем закончится урок, тренирует навык ожидания и снижает уровень своей тревоги.
АВА-инструктор вовремя оказывает подсказки и сосредотачивает внимание ребенка на выполнении задания. Подсказки постепенно удаляются, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать свое поведение.
Для отработки навыка спокойного нахождения ученика за столом берутся знакомые для него задания. Сначала мы учим сидеть за столом и выполнять одно задание, затем два, три и т.д., постепенно увеличиваем время выполнения задания и их количество.
На первых занятиях мы тестируем, сколько ребенок может сидеть за столом. Определяется граница, после которой он начинает демонстрировать нежелательное поведение. С этого момента мы постепенно увеличиваем время пребывания за столом.
В начале посещения групповых занятий наш 12-летний ученик Андрей мог сидеть за столом и выполнять знакомые для него задания на протяжении всего 2 минут. После завершения задания ребенок сразу же убегал. Мы работали над тем, чтобы научить мальчика дольше сидеть за столом и уходить по инструкции учителя. Для этого использовали мотивационные задания и таймер. По звонку таймера Андрей мог встать и выйти из-за стола или же продолжить заниматься мотивационной для него деятельностью - рисовать красками, играть с кинетическим песком. Как правило, он выбирал любимое занятие. Затем мы чередовали мотивационные задания с немотивационными, постепенно увеличивали время пребывания мальчика за столом.
Ребенка можно учить сидеть за столом с 3 лет, но нужно понимать, что в этом возрасте он должен сидеть за столом не продолжительное время - не более 2 минут. Основные занятия должны проходить в игровой форме вне стола.
Проект реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".
13.07.2022 | Социальные навыки |