Тьюторское сопровождение
В «РАСсвете» закончилась летняя стажировка для родителей детей с аутизмом и педагогов. За 2 недели мы поделились опытом обучения ребят с особенностями развития разных возрастов: от 3-летних малышей до подростков, познакомили наших студентов с основами прикладного анализа поведения, теоретическую базу дополнили практическим материалом на тренингах и посещением занятий центра.
В стажировке принимали участие тьюторы ресурсных классов. Это важный момент – хотя тьютор является квалифицированным специалистом с педагогическим образованием и стажем, пополнять свою копилку знаний и пробовать новые подходы в работе ему необходимо. Сейчас эта профессия стала востребованной, но кадров явно не хватает. Также в обществе сложилось неверное представление об обязанностях тьюторов и о том, кому и зачем они нужны.
Мы собрали краткую информацию о роли тьютора в инклюзивной среде.
! Тьютор необходим, если диагноз ребенка ограничивает его возможности самостоятельного обучения. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья», и прописывает в заключение тьюторское сопровождение. Нужно знать, что статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.
! Тьютор – участник педагогического коллектива, участвует в обсуждении программы обучения, ее специальной адаптации к нуждам и возможностям своего подопечного, обсуждает с куратором, учителем, психологом, дефектологом, логопедом особенности поведения и развития ребенка, то, какая помощь ему необходима. Также ведет учет и сбор данных, помогает тестировать уровень развития навыков ученика, готовит дополнительные материалы для обучения.
! Ребенку с РАС бывает трудно сосредоточиться на уроке, тьютор помогает ему не отвлекаться, следит за тем, чтобы он выполнял задания, создает условия, при которых ученик с большей вероятностью выполнит инструкцию педагога верно. И никогда не решает задание вместо ребенка.
! Тьютор - коммуникативный партнер учащегося, он помогает перенести навыки, отработанные в учебной среде в естественную, например, в общении со сверстниками, учителями и другими людьми. На переменах тьютор не только помогает ребенку учиться играть или общаться с другими детьми, но привлекает их внимание, объясняя особенности поведения людей с аутизмом, создает дружественную атмосферу.
! В режимных моментах школьной жизни (в столовой, раздевалке, туалете, на линейке) ученикам с РАС бывает необходима помощь взрослого. Присутствие тьютора и его подсказки позволяют ребенку быстрее освоить бытовые навыки. Основная задача тьютора – стать ненужным ученику, развить у ребенка самостоятельность.
Проект реализуется при поддержке Благотворительный фонд "Абсолют-Помощь".
18.06.2022 | Социальные навыки |