Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Повторенье – мать ученья или метод дискретных проб


фото

Лето в разгаре! Так же как и работа в «РАСсвете»: новые проекты, занятия, интенсивы… Сегодня поделимся с вами моментами обучения детей с аутизмом и расскажем об одном из методов АВА-терапии, который мы постоянно применяем на практике с нашими ребятами.

Обучение отдельными блоками (дискретными пробами) или коротко - DTT (Discrete Trial Teaching) - это структурированная техника, основанная на многократном повторении целевой реакции.

- Учебная сессия DTT состоит из нескольких блоков. Каждый обучающий блок состоит из трёх основных частей: стимул (инструкция, вопрос или карточка), реакция ребенка и последствие. Если ребенок ответил правильно, то получает поощрение. Это может быть жетон, похвала, вкусняшка и т.д, в зависимости от ребенка. Если он ответил неправильно, то поощрение не получает, а инструктор проводит процедуру коррекции ошибки. Это обязательное условие, ни в коем случае нельзя поощрять неправильный ответ ребенка, ведь именно через последствия ребенок учится отличать правильный ответ от неправильного. И если не будет различимых последствий после верных и неверных реакций ребенка, то он не будет обучаться, - рассказывает специалист «РАСсвета» Елена Шапилова.

Чтобы создать условия успешного обучения, а для детей с РАС это обязательный пункт, в обучении отдельными блоками, как и в других методах АВА, используются подсказки. Подсказка даётся на начальном этапе обучения незамедлительно после инструкции, до ответа ребенка. И затем постепенно, но достаточно быстро убирается.

В первом видео инструктор обучает 4-летнего Вадима "поведению слушателя", учит различать на слух название мотивационного стимула – любимого лакомства мальчика – кураги. Вадиму предлагают выбрать из 2 предметов, лежащих на столе – курагу. Здесь очень хорошо видно, как инструктор дает подсказку ребенку и затем убирает её. После каждой правильной реакции Вадим получает жетон, таким образом, его поведение подкрепляется, ведь малыш уже знает, что после сбора всех жетонов он получит любимую игрушку.

Процедура обучения методом отдельных блоков производится в несколько этапов:

I. Работа ведется с одним стимулом (инструкцией, вопросом или предметом, который нужно показать или назвать). Подсказка, незамедлительная в первом блоке, убирается от блока к блоку (например, с помощью временной задержки). Работа продолжается до первого самостоятельного ответа ребенка.

II. Продолжается работа над тем же целевым стимулом с введением отвлекающих стимулов или инструкций, на которые переключается внимание ребенка.

III. Работа ведется уже с двумя или более целевыми стимулами, каждый из которых ранее был освоен в изоляции, т.е. прошел процедуру обучения на 1 и 2 этапах.

DTT - отличная техника, которая подходит не только детям с аутизмом, но и нейротипичным детям для заучивания чего-либо, например, таблицы умножения. Ученики ресурсного класса Иркутска тоже работают по методу отдельных блоков для освоения разных навыков: Игорь учит глаголы, моторные инструкции и др., Тася – части тела, буквы, Ника – слоги. Несколько ребят учат состав числа, чтобы довести навык до автоматизма и уже не использовать визуальную подсказку или счетный материал.

На втором видео первоклассница из ресурсного класса Соня учится различать предлоги с помощью DTT. Когда девочка ошибается - тьютор проводит процедуру коррекции ошибки: завершает блок с ошибкой, повторяет блок с немедленной подсказкой, отвлекает ребенка простыми инструкциями и снова даёт целевую инструкцию, поощряя правильный ответ ребенка.

Проект «Центр развития инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра по модели «Ресурсный класс» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

06.07.2021 | Ресурсные классы |