Отзыв тьютора о буднях РК
В конце февраля школьные занятия в самом разгаре. О буднях в ресурсном классе МОУ ИРМО "СОШ посёлка Молодежный" рассказала тьютор Екатерина Балагурова.
- У меня еще никогда не было работы, на которую даже в шесть утра ежедневно я просыпалась бы с желанием. Теперь есть, и это - наш ресурсный класс.
- Главным достижением нашей команды за полгода учебы, я считаю, само желание детей приходить в школу. Может показаться, что это пустяк, но, на мой взгляд, это и было нашей главной задачей на этапе старта обучения. Люди с аутизмом очень тяжело адаптируются к новым условиям, часто боятся новых людей, помещений, действий. Тогда начинаются протесты, истерики, слезы и просто отказ от работы. Если такой "страх нового" закрепится в мозге и теле ребёнка, любая образовательная работа будет бессмысленна.
- Как практикующий детский психолог, я знакома с термином "психологическое поглаживание". Это одобрение, знак внимания, проявление условного принципа "с тобой всё окей, ты с нами, мы тебя принимаем". Для каждого человека такие поглаживания необходимы ежедневно, для детей с особенностями развития - тем более. И мне кажется, наш ресурсный класс - это и есть «класс поглаживаний».
- Утром мы встречаем каждого ребенка лично, обращаемся по имени, совершаем ритуал-игру на приветствие. На переменах мы разрешаем детям брать игрушки, строить замки из песка и конструктора, бегать, играя в догоняшки в коридоре, шуметь, отдыхать в кресле-мешке. Сейчас у нас сформирован класс детей, для которых школа - приятное безопасное место, где можно свободно учиться, получать знания, играть, общаться, проявлять себя.
- Когда ребёнок выполнил задание неверно, мы не говорим привычное для школ: "Нет, всё не так, оценка "2". Мы говорим: "Это не то, что нужно, давай еще раз". Вся система прикладного анализа поведения, на основе которой мы работаем в классе, основана на поощрении, а не наказании. И это её главное отличие и преимущество перед стандартной школьной системой, которая, на мой взгляд, давно проживает глубокий кризис. Мы всегда делаем акцент на успехе. Уверена, обучение всех, в том числе нейротипичных детей, на мотивации, а не на страхе ошибки, позволило бы достичь гораздо больших успехов во всем нашем образовании.
- Дети из регулярных классов смотрят на учеников ресурсного класса с большим интересом, им нравится заходить в наш кабинет, где много игрушек и всё можно брать, они не боятся общения, играют вместе на переменах, после уроков помогают нашим ребятам одеваться. А это и было главным желанием родителей наших деток - инклюзия, равное общение.
- Мы еще в самом начале пути. Многое впереди, нам только предстоит выход (пусть даже на несколько минут на этапе начала) в регулярные классы. Но работа движется, а ошибок и трудностей мы не боимся. Мы все видим, что ресурсный класс был нужен детям с РАС. Спасибо единственной школе, которая согласилась нас принять. Спасибо родителям, отстоявшим эту инициативу и помогающим нам во всем. Спасибо всей нашей команде, каждый член которой точно знает, для чего он здесь.
АНО «АПЦ РАСсвет» участвует в проекте «Инклюзивная адаптация».
Благодарим организаторов и партнеров проекта: Фонд «Выход». Аутизм в России, Ассоциация "Аутизм Регионы".
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
27.02.2021 | Ресурсные классы |