Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Отчёт за IV квартал 2021 года

Наш отчёт на сайте "Такие дела"

АНО “АПЦ РАСсвет” работает над оказанием эффективной, индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с использованием научно обоснованных принципов Прикладного анализа поведения для детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) в городе Иркутск для дальнейшей адаптации их в обществе.
Средства пожертвования в отчетном периоде были потрачены на оплату стоимости аренды помещения за декабрь 2021 г., что позволило “АПЦ Рассвет” продолжить оказывать помощь по восстановлению, формированию и развитию у 20 детей с РАС академических, бытовых и других жизненно важных навыков, а также принять на интенсивные занятия 14 детей с РАС, что привело к увеличению количества семей с детьми с аутизмом, которым была оказана помощь.
Также благодаря более просторному помещению специалисты “АПЦ РАСсвет” продолжить обучать 15 детей с аутизмом в трех коммуникативных группах, основная задача которых - уменьшить частоту возникновения нежелательного поведения у детей, научить их взаимодействовать друг с другом, а также выполнять инструкции учителя, находясь в составе группы. Занятия проходят по системе «Пирамидный подход в образовании» и основаны на принципах функционального прикладного анализа поведения. У ребят, занимающихся в группе, уже есть успехи: все перешли на третий этап обучения альтернативной системе коммуникации PECS, расширилось количество просьб. С каждым занятием у детей уменьшается частота возникновения нежелательного поведения.
Картинка
В сентябре на конференции "Мир добрыми глазами", организованной ИОООРДОВ "Радуга" и ИРО МОО "Равные возможности", специалист “АПЦ РАСсвет”, инструктор по АФК рассказала об организации спортивных занятий для детей с аутизмом с использованием Прикладного анализа поведения - средствами визуальной поддержки, помогающими усваивать задания и успешно развивать физические способности, визуальное восприятие, математический счёт и даже речь.
Картинка
На той же конференции специалист АНО “АПЦ РАСсвет”, учитель первого ресурсного класса Иркутской области Елена Михеева представила на семинаре начальные этапы введения системы альтернативной коммуникации, методику и практику ее применения, поделилась опытом применения карточек PECS у учеников ресурсного класса.
Картинка
Картинка
За отчетный период 9 сотрудников "РАСсвета" окончили обучение на специальных курсах по Прикладному анализу поведения. Кроме того, 2 специалиста "АПЦ РАСсвет" прошли дистанционное обучение в центре "Моя Планета" по программе "Система альтернативной коммуникации PECS. Модуль 1". Помимо теории на курсе была практика - в мини-группах инструкторы тренировали друг на друге процедуру коррекции ошибки - один из самых сложных аспектов PECS.
Картинка
Повысили свои профессиональные компетенции два сотрудника "АПЦ РАСсвет" - они прошли очную стажировку в Москве в единственном в России инклюзивном сертифицированном детском саду АВА-центра "Моя Планета", перенимали опыт московских коллег на протяжении двух дней, изучали работу педагогов и тьюторов детсада на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, в том числе, работу с системой альтернативной коммуникации PECS. Полученный опыт специалисты применили на занятиях в индивидуальном и групповом формате.
Картинка
Продолжаются занятия адаптивной физкультурой. В отчетном периоде в спортивный зал "АПЦ РАСсвет" было закуплено новое оборудование, а также установлен скалодром, благодаря чему дети под руководством инструкторов АФК смогут улучшить свою физическую форму, развивать стратегическое мышление и зрительную память, слушать и выполнять инструкции тренера, концентрировать свое внимание на сложных движениях.
Картинка
Картинка
23 ноября состоялся вебинар с председателем "АПЦ РАСсвета", где она поделилась трехлетним опытом организации занятий адаптивной физкультурой с детьми с РАС на базе “АПЦ РАСсвет”.
Картинка
В октябре в Иркутской областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского куратор АНО "АПЦ РАСсвет" Елена Шапилова выступила на семинаре "Проблема инклюзивного образования для детей с РАС в городе Иркутск. Методы внедрения модели" Ресурсный класс" в образовательный процесс". Спикер поделилась опытом работы ресурсного класса в школе пос. Молодежный, рассказала о специальных условиях обучения: индивидуальных адаптированных программах и адаптации учебного материала, тьюторском сопровождении, программах работы с поведением, специальных технологиях и методах обучения.
Картинка
Картинка
20 ноября специалисты "РАСсвета" в партнерстве с ассоциацией "Аутизм-Регионы" организовали вебинар (60 слушателей) "Опыт организации ресурсных классов для детей с РАС в общеобразовательных школах". Спикером выступила гостья из Казани - Анна Устиновская, сертифицированный поведенческий аналитик CBA-S, супервизор ресурсных классов, педагог-психолог и руководитель общественной родительской организации "Просто другие".
Картинка
Картинка
Ребята продолжают трудиться в мастерской "Дом синего слона", которую они любят за возможность проявить себя, побыть раскрепощенными, пообщаться. Структура занятий построена по принципам Прикладного анализа поведения, индивидуализирующих подход к обучению и коррекции поведения ребенка. Педагоги стараются подбирать такие виды работ, в которых ребенок не ошибается, а даже если делает что-то не по правилам, то поощряют его, ведь творчество - это свобода. В выборе тем для занятий специалисты мастерской всегда опираются на современность, востребованность и обязательно учитывают возможности и желания детей.
Картинка
Картинка
Степень важности проекта мастерской и его актуальность подтверждена победой в конкурсе Фонда президентских грантов, а также участием АНО “АПЦ РАСсвет” в проекте Ассоциации “Аутизм-Регионы” “Создание сети творческих досуговых центров для молодых людей с РАС “Культурный код - возможность для каждого” при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Такая значимая поддержка поможет мастерской подготовить ребят к будущей профессиональной занятости и определению их роли в обществе. Опыт нашей мастерской показал, что изделия, созданные руками детей при поддержке опытных мастеров, востребованы обществом, и каждый обучающийся мастерской может быть включен в производственный процесс и приносить пользу. Работа над допрофессиональными навыками детей станет основой для будущей трудовой абилитации взрослых людей с РАС, и благоприятно повлияет на их личностное становление и самореализацию. Профессионально и социально подготовленные дети безболезненно для себя и других людей инклюзируются в общество, что сформирует доброжелательное отношение к людям с расстройством аутистического спектра в г. Иркутске.

История подопечного Кривобокова Игоря, 8 лет
Ребенок пять лет занимается системно по индивидуальной программе обучения на основе Прикладного Анализа Поведения, на сегодняшний день по 14 часов в неделю в “АПЦ РАСсвет”, а также является учеником ресурсного класса общеобразовательной школы с 2020 года.
Основными целями Индивидуальной программы развития Игоря являются: развитие сотрудничества и мотивационной сферы, навыка игры и проведения досуга, просьбы и рецептивной речи, визуального восприятия, имитации и академических навыков, а также социальных и коммуникативных навыков.
Под руководством специалистов в АНО “АПЦ РАСсвет” и в школе Игорь достиг огромных успехов в освоении различных навыков.
Использование Игорем для общения альтернативной системы коммуникации PECS значительно снизило у него количество эпизодов нежелательного поведения. Кроме того, Игорь использует для коммуникации отдельные слова спонтанно или после вопроса «что ты хочешь?» обращается с просьбами мотивационных предметов или некоторых видов деятельности.
Также снижению количества эпизодов нежелательного поведения способствует постоянная работа по его предотвращению с помощью проактивных методов коррекции. С этой целью ведется учет мотивационных условий при выборе формы работы с ребенком (структурированная среда или работа с включением отдельных блоков в игру, быстрый темп работы на уроке, использование визуального расписания «сначала-потом», частая смена деятельности (с мотивационной на учебную), использование значимых поощрений, постоянный поиск новых поощрений (игр, занятий), своевременное использование подсказок, чередование простых и сложных заданий, включение в урок мотивационных занятий, физминутка и др.
На сегодняшний день Игорь наименует около 30 предметов и изображений предметов, включая мотивационные стимулы и знакомые бытовые предметы, а также некоторых знакомых людей.
Навык визуального восприятия позволяет выделять предметы и объекты окружающей среды, их положение и перемещение в пространстве, находить сходства характеристик и функций объектов, относить предметы и объекты к определенным категориям на основании определенных критериев, что в результате способствует формированию базы для развития пространственного и логического видов мышления. В данном навыке Игорь достиг следующего уровня: соотносит идентичные и неидентичные изображения с образцом, сортирует предметы и изображения по цвету, форме, размеру, сортирует изображения по некоторым категориям. Собирает вкладыши, пазлы и кубики из 4 деталей. Располагает объекты в определенной последовательности согласно визуальной модели (до 6 элементов). Сейчас Игорь находится в процессе освоения навыка конструирования из блоков Лего по образцу.
Навык поведения слушателя является важным компонентом речи. Данный навык развит у Игоря до уровня различения чуть менее 50 предметов и изображений, идентификации пяти частей тела, шести моторных инструкций и четырех знакомых действий.
Графомоторные навыки (рисование, раскрашивание, написание) даются Игорю с трудом из-за моторных сложностей и, тем не менее, он очень старается, пока находясь на начальных этапах формирования навыка - обводит линии и простые геометрические фигуры по контуру, раскрашивает, не выходя из границ рисунка, имитирует проведение линий и др.
Согласно Индивидуальной программе развития ведется непрерывная работа по формированию у Игоря коммуникативных и социальных навыков. На сегодняшний день Игорь играет в домино и другие настольные игры со сверстниками, не проявляя нежелательного поведения, в школе может находиться в обществе других детей, в том числе нейротипичных, достаточно длительное время без проявлений нежелательного поведения.

25.01.2022| Отчёты |