Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Ключ к успеху в работе с проблемным поведением


фото

Люди склонны объяснять проблемное поведение ребенка субъективными причинами: у него психическое расстройство, у него плохое настроение, так реагирует на погоду, он просто не умеет говорить, он проголодался, заболел и т.д.

Прикладной анализ поведения смотрит на причины поведения более глубоко и беспристрастно, поэтому результаты поведенческих вмешательств показывают эффективные результаты.

Прикладной анализ поведения фокусируется на взаимосвязи между поведением, его предшествующими событиями и последующими последствиями.

Вместо того, чтобы гадать о внутренних причинах, прикладной анализ изучает наблюдаемые переменные. Например, если ребенок кричит (поведение), поведенческий аналитик будет искать, что происходило перед криком (например, просьба убрать игрушки, отказ от любимой игры) и что происходило после крика (например, получение желаемой игрушки, избегание уборки). Именно эта функциональная связь позволяет разработать эффективные стратегии вмешательства.

Вместо предположений о «плохом настроении» или «неумении говорить», прикладной анализ поведени помогает определить, какие конкретные стимулы вызывают нежелательное поведение и какие последствия его поддерживают. Например, крик может быть эффективным способом получить желаемое, и поэтому ребенок продолжает кричать.

Поведенческий анализ предложит альтернативные способы получить желаемое (например, использование слов, картинок, жестов). Это позволяет изменить функциональную связь и, следовательно, изменить поведение.

Способы помочь ребенку с тяжелым проблемным поведением с помощью поведенческого анализа.

Ключ к успеху преодоления проблемного поведения – определение функций (причин) поведения и разработка стратегий, которые помогают ребенку заменить неприемлемые действия на более адаптивные его виды.

Просить перерыв, уметь ждать, привлекать внимание социально-приемлемым образом, уметь занять себя в свободное время, сообщить близким о проблеме и т.д.

Один из самых важных этапов поведенческого вмешательства - определении причин проблемного поведения. Представьте себе, что это - детективное расследование, цель которого – раскрыть “мотивы преступления” – понять, зачем ваш ребенок демонстрирует это поведение.

Функциональный анализ поведения

Специалист наблюдает за ребенком в кабинете занятий, создавая определенные условия: играет в самые любимые игры с ребенком, предоставляя ученику внимание и чуткость к его просьбам. Постепенно специалист вводит различные требования и ограничения, чтобы проанализировать, в каких именно условиях проявляются проблемы. Такой тщательный анализ позволяет точно определить функцию поведения.

Всего существует 4 функции поведения:

1️⃣ Привлечение внимания. Ребенок может кричать или бить других, чтобы привлечь к себе внимание, даже если это негативное внимание.

2️⃣ Избегание требований или уход от неприятной ситуации. Ребенок может убегать или проявлять агрессию, чтобы избежать неприятные для него события (не всегда очевидны предпочтения ребенка даже близким людям, такое бывает).

3️⃣ Получение желаемого предмета или действия. Ребенок может устраивать истерики, чтобы получить игрушку или вкусняшки.

4️⃣ Самостимулятивное поведение. Ребенок может биться головой в том числе и для сенсорной стимуляции.

Результатами проведения такого «эксперимента» будет определение функции проблемного поведения ребенка, зачем он совершает те или иные действия.

На основании заключения функционального анализа строится план поведенческого вмешательства: какими самыми быстрыми и эффективными способами мы можем заменить или убрать из репертуара то или иное проблемное поведение. Какие навыки нужно приобрести для достижения этой цели.

22.02.2025 | Советы от Рассвета |