Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Как научить ребенка с РАС пользоваться столовыми приборами?


фото

Для родителей детей с РАС каждый шаг к самостоятельности - это большая победа. Использование столовых приборов - один из таких важных навыков, который способствует не только независимости во время еды, но и развитию мелкой моторики, координации и уверенности в себе.

Конечно, этот путь может быть тернистым из-за особенностей развития детей с РАС: сенсорных сложностей, трудностей с имитацией, проблем с планированием движений и вниманием. Но с правильным подходом, терпением и любовью это вполне достижимо!

Мы собрали практические советы, которые помогут вам в этом важном деле.

Прежде чем начать, давайте поймем, с какими трудностями (преградами) может столкнуться ваш ребенок:
- Неприятие определенных текстур пищи или материалов приборов (металл, пластик), чувствительность к звукам (стук ложки о тарелку), сложности с осознанием положения своего тела в пространстве (проприоцепция).
- Могут возникнуть трудности с мелкой моторикой (захват, удержание), координацией движений рук и глаз, планированием последовательности действий.
- Так же ребенку может быть сложно повторять за вами движения. Отсутствие навыка имитации.
- Ребенок может постоянно отвлекаться или не может долго удерживать внимание на одной задаче.
- Предпочтение ребенка есть только руками или только определенным способом.

Практические шаги к освоению столовых приборов:

1. Начните рано и играючи.
- Если нет пальчикового захвата, то начните с того, чтобы ребенок учился брать еду пальцами. Это фундамент для дальнейшего развития захвата.
- Предложите "кормить" любимую игрушку ложкой. Или используйте ложку для пересыпания круп, мелких предметов - это снимает стресс от "настоящей" еды.
- Начинайте с легко нанизываемой на вилку или легко набираемой ложкой пищи (например, пюре, каша, кусочки банана, макароны-звездочки).

2. Учитывайте сенсорные особенности.
- Экспериментируйте с разными материалами (пластик, силикон, металл), весом и размером ручки. Некоторым детям подходят утяжеленные приборы для лучшей проприоцептивной обратной связи, другим - легкие. Утолщенные или эргономичные ручки облегчают захват.
- Убедитесь, что пища комфортной температуры и привычной для ребенка консистенции.
- Ешьте в тихой, спокойной обстановке без посторонних шумов и ярких игрушек.

3. Визуальная поддержка.
- Создайте последовательность действий на карточках: "взять ложку" - "опустить в тарелку" - "набрать еду" - "поднести ко рту" - "съесть" - "положить ложку". Показывайте карточки по мере выполнения шагов.
- Снимите короткое видео, как вы сами или другой член семьи пользуется приборами, а затем покажите его ребенку. Можно снять, как сам ребенок (даже если вы помогаете) успешно ест приборами.
- Так же можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои движения и ваши.

4. Разбейте на маленькие шаги.
Это ключевой метод в АВА-терапии. Вместо того чтобы сразу требовать от ребенка полного цикла использования прибора, разбейте навык на мельчайшие шаги и обучайте по одному:
1. Взять ложку.
2. Опустить ложку в тарелку.
3. Набрать еду на ложку (возможно, сначала вы будете помогать).
4. Поднести ложку ко рту.
5. Опустить еду в рот.
6. Вытащить ложку.
7. Положить ложку на тарелку.
Начинайте с последнего шага (ребенок сам кладет ложку в рот) или с первого (сам берет ложку), постепенно добавляя остальные.

5. Используйте адаптированные приборы и посуду.
- Приборы с утолщенными, изогнутыми или утяжеленными ручками. Почему? Потому что они легче удерживаются.
- Нескользящие коврики помогают фиксировать тарелку на столе.
- Тарелки с высокими бортиками или углублениям облегчают набор еды на ложку/вилку.

Проект "Сам себе помощник" реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

16.07.2025 | АВА-центр |