Чистые руки - здоровые дети

Мытье рук - важный навык для здоровья ребенка, но если у малыша аутизм, этот процесс может вызывать трудности. Как помочь ему освоить гигиену без стресса?
1. Разбейте процесс на шаги. Ребенку с РАС проще усвоить действие, если оно состоит из четких этапов. Покажите каждый шаг:
- Открыть воду
- Намочить руки
- Взять мыло
- Намылить ладони
- Положить мыло на место
- Потереть 20 секунд, хорошо намыливая обе стороны ладоней
- Смыть пену
- Закрыть кран
- Вытереть руки
Можно использовать визуальные подсказки - картинки или короткие видео.
2. Учитывайте сенсорные особенности. Если ребенок избегает воды или пены, попробуйте:
- Отрегулировать температуру воды (теплее или прохладнее)
- Выбрать мыло без резкого запаха или пену с приятной текстурой
- Использовать бумажные полотенца вместо сушилки, если шум пугает.
3. Делайте процесс предсказуемым. Дети с аутизмом часто любят рутину. Включите мытье рук в режим дня (например, после прогулки и перед едой). Можно завести таймер или песню, чтобы обозначать продолжительность (20-30 секунд).
4. Подкрепляйте успехи. Похвала и награды мотивируют! Используйте:
- Вербальную похвалу («Молодец, ты отлично вымыл руки!»)
- Жетоны или стикеры за каждое успешное мытье
- Любимое занятие после гигиены (например, минутку игры).
5. Отрабатывайте навык в игре. Потренируйтесь на игрушках - «помойте» руки кукле или машинке. Можно использовать социальные истории в картинках, чтобы объяснить, зачем это нужно.
Важно: будьте терпеливы. Если ребенок сопротивляется - делайте перерывы и пробуйте снова.
Проект "Сам себе помощник" реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
28.06.2025 | АВА-центр |