Почему VB-MAPP стал настольной книгой поведенческого специалиста

Избегающее поведение у детей с РАС: почему VB-MAPP стал настольной книгой поведенческого специалиста или как разработать эффективные стратегии развития?
Тестирование вех развития и преград по VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) крайне важно перед разработкой индивидуальных программ обучения и коррекции проблемного поведения для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в том числе в контексте подготовки к посещению медицинских учреждений и преодоления избегающего поведения на приёме у врача. Вот почему такое тестирование играет ключевую роль:
Оценка текущего уровня коммуникативных навыков
VB-MAPP позволяет точно определить уровень владения вербальным поведением ребенка — от простых запросов и реагирования на инструкции до сложных форм общения. Это помогает выявить слабые стороны коммуникации, которые мешают ребенку эффективно взаимодействовать с медицинскими специалистами и адекватно реагировать на процедуры обследования.
Например, ребенок может испытывать трудности с пониманием инструкций врача «открой рот», «посмотри сюда», выражением дискомфорта или боли словами «болит зуб» или способностью отвечать на простые вопросы «чем болел?». Эти аспекты будут учтены при составлении программы обучения.
Определение конкретных препятствий и проблемных зон
Тестирование выявляет специфические препятствия, такие как сенсорная чувствительность, стереотипии, вызывающие страхи и тревогу у конкретного ребенка. Например, страх звука бормашины у стоматолога, неприятность прикосновения медицинского инструмента, тревожность в незнакомых местах или реакция на яркий свет офтальмолога.
Понимание этих особенностей позволит индивидуально адаптировать методы подготовки ребёнка к медицинским процедурам, подобрать соответствующие способы снижения тревоги и разработать стратегии коррекции нежелательного поведения.
Формирование индивидуальных программ обучения
На основании результатов тестирования формируется индивидуальный план обучения, направленный на развитие необходимых навыков для успешной подготовки к прохождению медосмотров и лечения. Например, обучение использованию карточек PECS в просьбах для выражения потребностей «хочу пить воду», тренировочные занятия с моделированием ситуаций приема у специалиста, например, «игровой кабинет доктора».
Также индивидуальная программа включает цели по снижению избегания процедур (например, постепенное привыкание к стоматологическому оборудованию).
Мониторинг прогресса и своевременная коррекция
Регулярная оценка динамики развития ребенка позволяет отслеживать прогресс в освоении новых навыков и своевременно вносить изменения в программу, адаптируя её под конкретные нужды. Если замечено улучшение в поведении и снижении избегающих реакций, можно усложнять задачи или переходить к другим этапам формирования самостоятельности.
Таким образом, тестирование по VB-MAPP является основой эффективного планирования и реализации индивидуального подхода к обучению детей с РАС навыкам взаимодействия с врачами различных специальностей и формированию позитивного отношения к медицинской помощи.
Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
17.06.2025 | АВА-центр |


