Ребенок не понимает речь

"Ребёнок не слушает словесные инструкции, а ориентируется только на показ, демонстрацию. Не понимает речь и бытовые инструкции ( "дай вилку", "надень штаны", "сядь", "встань") и простейшие учебные ("покажи красный", "рисуй", "веди линию до картинки") не понимает. Есть ли универсальные протоколы по работе с данной проблемой?"
Несформированные навыки понимания речи - распространённая проблема среди деток с РАС. Эффективного универсального решения данной проблемы нет, важно подходить к процессу обучения индивидуально.
Важно оценить навыки ребенка по следующим критериям:
✅ Сотрудничество и учебное поведение.
Прежде всего, важно определить, сотрудничает ли ребёнок вообще? Готов ли он вас слушаться и помогать вам, доверяет ли он вам или бьется в истерике, когда вы просите отдать телефон с мультиками?
Если ребенок отказывается выполнять любые задания, даже когда вы иллюстрируете обращенную к нему речь визуальными подсказками, проблема выходит за рамки понимания инструкций и требует анализа мотивации и простейших учебных навыков. Наличие учебного поведения (стремление к обучению, готовность к выполнению заданий, реагирование на предоставляемые подсказки) — ключевой фактор успеха.
✅ Проверьте базовые навыки, характерные для поведения слушателя. Это поможет понять, где именно проблема.
Например:
а) Реагирует ли ребенок на звуки? Поворачивает ли голову на различный шум с целю найти его источник?
б) Устанавливает ли зрительный контакт, если вы к нему обращаетесь?
в) Реагирует ли на свое имя?
г) Реагирует ли на обращенную речь в контексте? (Например, реагирует на "садись", если рядом стоит стульчик).
д) Реагирует ли на обращенные к нему инструкции при выборе из нескольких предметов, людей или действий? (Например, "Где мама?", "Где кошка?", "Похлопай", "Где носик?").
Возвращаясь к вопросу нашей подписчицы, инструкции "дай вилку" и "веди линию до картинки" имеют разный уровень сложности. В первом случае ребенок должен уметь давать и находить вилку в окружающем пространстве, во втором случае - ребенку требуется уметь вести линию карандашом, находить этот карандаш в пространстве, реагировать на инструкцию "веди линию" и визуально сопоставлять картинки.
Если ребенок испытывает сложности с простейшими навыками поведения слушателя, есть смысл сосредоточится на более простых целях обучения.
✅ Продумайте шаги обучения ребенка.
Ваши задания и игры должны быть подобраны исходя из конкретных дефицитов ребенка и его сильных сторон. Они должны быть легкими, понятными, с своевременным предоставлением подсказок. Например, сначала установление сотрудничества, уже потом обучение навыкам понимания речи.
30.01.2025 | АВА-центр |